«Бумага. Осознанная бесконечность», так назвал свою очередную персональную выставку Рафаэль Геворкян. В экспозиции будет представлено около 20 графических работ, выполненных карандашом и пастелью на бумаге. Бумага — один из древнейших и любимых художниками материалов графики. И если работа пастелью — довольно распространена, то карандашом современные художники работают значительно реже. У Рафаэля Геворкяна карандашные композиции неразрывно связаны с общей концепцией его творчества.
Подчиняя белое поле бумаги своему художественному замыслу, художник выбирает начальную точку. Она может быть в любых координатах выбранного формата. Затем, нанося мельчайшие штрихи, художник заполняет весь лист, работая одновременно и над фоном и над фигуративными элементами. Таким образом, он добивается гармонии и целостности, как художественного замысла, так и определенной графической наполненности всего белого листа. Эти отдельные композиционные фигуративные элементы так искусно вплетены в общую композицию, что требуется определенное усилие, чтобы их вычленить и разглядеть. Художник декларирует, что часть и целое являются самодостаточными элементами композиции и в то же время существуют как часть ещё чего-то более целого и бесконечного. «Когда конечность сама по себе ставится под сомнение и открывает себя совсем по-новому, не пугая тебя, а поднимает на новый уровень восприятия. Нет конечности, есть лишь осознанная бесконечность, в которой всякий и всякое имеет своё место и взаимосвязано со всем окружающим по-своему». Эта нерасторжимая связь частного и общего и лежит в основе целостности художественных образов его произведений. Чувствуя бумагу как важную составляющую своих графических листов, художник иногда оставляет белое поле, которое работает столь же выразительно, как карандашные нанесения.
Эстетико-философская подоснова творчества Рафаэля Геворкяна определяет и сюжетный ряд его произведений. Это и мифологические сцены, и религиозные сюжеты, и фантазийные зарисовки. Таковы его графические листы «Вселенная», «Гельвеция», «Сотворение времени», «Поцелуй Иуды», «Омовение Христа», «Троица», «Птица», серия «Времена года». Именно творческий метод и эстетико-философское осознание своего искусства, а также уникальная графическая техника, делают работы Рафаэля Геворкяна столь значительными и уникальными.
Его пастельная серия работ, выделенная в отдельную экспозиционную зону, дает представление о том, как художник работает с плоскостью листа, как он создает композицию и строит пространство, добиваясь этого точно выверенными цветовыми сочетаниями. Минимализм его пастельных серий вмещает в себя целые гармоничные визуальные миры.
Его цветовая палитра носит подчеркнуто индивидуальный характер, а его эмоциональная открытость и прирожденное чувство цвета позволяют ему в этих работах отойти от жанровости, фигуративности и приблизиться к условности.
Работы Рафаэля Геворкяна завораживают, заставляют пристально вглядываться в создаваемые им миры, подчиняться законам их построения и заряжаться их эмоциональным звучанием.