На первой выставке канадского художника и музыканта Родни Грэма в России будет показана его ключевая работа — киноинсталляция «Фонокинетоскоп» (2001), раскрывающая особое понимание Грэмом взаимосвязей между движущимся изображением, звуком и повествованием и его критико-философский подход к созданию образов.
«Фонокинетоскоп» — сложный симбиотический эксперимент, в котором нарушена привычная зависимость звука от изображения и нарратива. Проекция пятиминутного закольцованного фильма на 16-мм пленке включается только после того, как зритель активирует виниловый проигрыватель с 15-минутной музыкальной композицией, которую записал художник. Таким образом Грэму удается избежать намеренной синхронизации аудио- и киносоставляющих инсталляции, и каждый раз зрители видят новый вариант фильма. Сам фильм документирует велосипедную прогулку Родни Грэма по берлинскому Тиргартену, отсылающую к небезызвестной велосипедной поездке швейцарского химика Альберта Хофмана в 1943 году.
Эта череда циклических повторений отправляет зрителей в путешествие по тщательно выстроенной констелляции звуковых взаимосвязей, поэтических сравнений, кинематографических и литературных ассоциаций.
Родни Грэм (род. 1949, Абботсфорд, Канада) — художник и музыкант. Персональные выставки Грэма проходили в Кунстхалле Цюриха (2002), музее K21 (Дюссельдорф, 2003), Музее современного искусства Монреаля (2006), Музее Пикассо (Барселона, 2010), галерее Хэйуорд (Лондон, 2016), Центре современного искусства BALTIC (Гейтсхед, Великобритания, 2017), Музее Серлакиуса «Гёста» (Мянття, Финляндия, 2020). Участник многочисленных групповых выставок, в том числе DOCUMENTA IX (Кассель, 1992), 13-й, 16-й и 17-й Сиднейской биеннале (2002, 2008, 2010), 50-й Венецианской биеннале (2003) и Биеннале Уитни (2006). В 1997 году представлял Канаду на 47-й Венецианской биеннале. Лауреат премии Курта Швиттерса (Германия, 2006), премии Майкла Одена за заслуги в изобразительном искусстве (Канада, 2011) и других наград. Живет и работает в Ванкувере.