Человек отправляется в путешествие. Дорога – ритуал перехода – и тот, кто отправился в путь, оказывается в другом измерении. В этом другом измерении он подругому видит, подругому чувствует, наделяет все увиденное особенным смыслом. А еще тратит деньги, забивает память телефона и знакомится с попутчиками.
Ася Володина предлагает отправиться в путешествие сюда и сейчас. Но для того, чтобы поймать этот особенный взгляд туриста, тебе придется самому превратиться в кого то издалека. В 22 веке туризм так же популярен, как и сто лет назад. Более того, теперь можно путешествовать не только во времени, но и в пространстве, так что богатые туристы отправляются полюбоваться на битву под Айзенкуром, на величие дворцов Цинь Ши Хуана или присоединиться к завороженной толпе, наблюдающей за сном Ньютона (звук в этой версии путешествия отключен, чтобы не испортить момент). Но тем, у кого денег не так много, как водится, достаются сборные туры по периферийным временам этого мира. Например, начало двадцатого века, район Москвы за ТТК. Исторических событий планетарного масштаба не ожидается, но окунуться в повседневную жизнь столетней давности – тоже дорогого стоит. В этой ролевой игре все участники превратятся в туристов из будущего. По большей части они не особо богаты, большинство из них впервые решились на путешествие во времени. Вся конструкция игры строится на напряжении между фиктивным миром персонажей с их вечными человеческими радостями и проблемами, и реальным миром вокруг, свидетелями которому они становятся. Это напряжение создает тот самый эффект остранения, который превращает обыденную жизнь в произведение.
Игра состоит из трех частей. Первая и третья части проходят в пространстве галереи. В первой части игроки участвуют в конструировании мира будущего, выбирают персонажей и сживаются с ними, получают первые сведения о районе. Первая часть завершается приветствием от работников турагентства и транспортировкой туристов в наше время. Вторая часть – собственно экскурсия, участники перемещаются по району. Они посещают особенные и обыденные места района, стараются не выделяться из толпы – или, наоборот, пообщаться с “предками”, отвлекаются на разговоры друг с другом и фотографируются в таких местах, на которые не обратили бы внимания в реальной жизни.
После экскурсии они снова возвращаются в галерею, чтобы переместиться в свое время, поделиться историями и фотографиями, последний раз обняться со случайными попутчиками. При возможности сделать мероприятие длиннее и использовать дополнительный бюджет также возможен вариант, в котором участники экскурсии погружаются в несколько временных периодов все глубже и глубже – но свои два часа в сороковых годах они, к примеру, вынуждены провести в бомбоубежище.
Ася Володина – автор ролевых игр, сценарист, художник. Много работает с медиумом ролевой игры (англ. larp – от live action role play, партиципаторный жанр, в котором все участники создают совместный нарратив или опыт, принимая на себя временные роли). Участвовала в выставках в Москве (Гараж, V-A-C), Воронеже, Нью-Йорке, Стокгольме, Гамбурге. В нескольких проектах работала в коллаборации с Арсением Жиляевым.