Масштабный выставочный проект музея Востока познакомит посетителей с малоизвестной широкой публике страницей иранской истории и искусства. Впервые в России в одном пространстве будет собрано более 250 предметов из богатейшей иранской коллекции музея Востока: произведения живописи, керамика, оружие, ковры и манускрипты, исторические документы и фотографии. Выставка будет дополнена экспонатами из Государственного Архива, фонда Марджани и фотоснимками из Кунсткамеры (МАЭ РАН). Большая часть экспонатов выставляется впервые.
Экспозиция концептуально поделена на ряд тематических разделов и исследует разные стороны жизни иранского общества XIX – начала XX века: духовную жизнь, повседневность, особенности ведения войны и охоты, взаимосвязи с Европой и исторические перипетии. Только в последние десятилетия значимость каджарского искусства стала осознаваться сотрудниками музеев, решившимися достать из запасников сначала произведения станковой живописи, а лишь недавно — и прикладного искусства этого времени (Москва (Государственный музей Востока, 1973), Нью-Йорк (Бруклинский музей, 1998); Ланс (Лувр-Ланс 2014)), Баку (центр Г. Алиева при участии Тбилисского музея истории Грузии (2019). Выставка каджарской живописи Музея Востока была первой в этом ряду уже тогда.
Коллекция каджарского искусства Государственного музея Востока является одной из богатейших в мире, наравне с Лувром, музеем Виктории и Альберта и Государственным Эрмитажем.
Каджары — тюркская династия правителей Ирана. Придя к власти в последней четверти XVIII в. после кровавой междоусобной борьбы, к середине XIX в. шахи династии столкнулись с давлением со стороны России и Британии, кризисными явлениями в экономике, территориальными потерями и социальной напряженностью, которые сделали каджарский период эпохой заката былой славы Ирана.
Но на фоне явственных признаков упадка возникло понимание важности перемен, а с европейским влиянием в страну проникли технические новшества, реформаторские идеи и современные вкусы. Своеобразие исторической ситуации вызвало к жизни две основные тенденции, определившие культурную модель времени: интерес к модернизации и европейским достижениям и преклонение перед собственной историей, эпосом и традициями.
Произведения каджарского искусства не похожи на изысканные шедевры предшествующих эпох, но в них живет во всех противоречиях породившее их время — архаичное и неожиданно современное. Наивные и многозначные, грубоватые и обаятельные, красочные и жизнеутверждающие произведения каджарского искусства бросают отблеск небывалой роскоши и сказочной фантазии на закатный период иранского средневековья.