Галерея Ruarts представляет новый проект известного московского фотографа Сергея Борисова. «Новые смыслы» включают его знаковые работы перестроечной эпохи, а также совсем новые снимки, которые по форме и содержанию напоминают ранние фотографии автора, но сегодня приобретают новые смыслы.
Куратор выставки Катрин Борисов, наблюдая за творчеством Сергея Борисова в течение многих лет, обнаружила, что в последние годы снимки автора как по композиции, так и по сюжетам удивительным образом оказываются похожими на его же работы, сделанные в 80-е и 90-е годы. Несмотря на внешнее формальное сходство, в настоящий момент они получают совершенно иное прочтение: по сравнению с позднесоветским временем, существенно изменился социально-политический и культурный контекст, в котором существуют эти работы, из-за чего начинают восприниматься совершенно иначе.
Нагота моделей уже не работает как провокация, выступая скорее как легитимная часть исследования телесности и эстетики обнаженного тела. Яркие художественные жесты сегодня утрачивают свой радикальный характер, становясь распространенным и вполне привычным явлением в арт-среде. Поэтому и в портретах Борисова на смену звездам андеграунда и контркультуры приходят состоявшиеся и успешные современные артисты, художники, музыканты, представители светских кругов Москвы. Если в 1987 году в его студии 50А Жанна Агузарова хулигански пинает подушку и кажется, что она сама вот-вот оторвется от земли и начнет кружить в невесомости, то в 2014 году перед объективом фотографа, возвышаясь на табурете словно на пьедестале, статно позирует известная телеведущая Эвелина Хромченко. А на место «чемпиона мира» Гии Абрамишвили, парящего на фоне гостиницы «Украина» и опьяненного «ветром перемен» 1988 года, приходит новоиспеченный вундеркинд художественного мира – юный Вова Перкин, получивший способность к левитации одновременно с профессиональным и коммерческим успехом. Но несмотря на ход времени, главное остается неизменным: художники всех возможных направлений от нонконформистов и представителей Новой Академии в 80-х и 90-х, до перкинистов и стритартистов сегодня по-прежнему с удовольствием приходят в студию 50А, ставшую местом силы и художественных экспериментов.
Заметив эту тенденцию в творчестве Сергея Борисова, Катрин Борисов предложила автору продолжить эксперименты в области «автокопирования» и поиска новых значений в знакомых сюжетах. Для выставки «Новые смыслы» было подготовлено около 30 пар фотографий, одна из которых принадлежит к ушедшей эпохе и свидетельствует о недавнем историческом прошлом, а другая относится к текущему моменту и рассказывает об актуальной России. Диалог старого и нового, их схожесть и различие, смесь преемственности и взаимного отрицания – все это нашло отражение в новом проекте Сергея Борисова.
Сергей Борисов родился в 1947 году в Москве. В 1980-е годы работал как рекламный фотограф, снимал портреты звезд советской эстрады для плакатов и пластинок фирмы «Мелодия», а в дальнейшем стал «летописцем» советского андеграунда: его снимки всемирно известны и публиковались в таких мировых изданиях, как Le Monde, Photo, Vogue, Interview, Spin, Face и других. Благодаря официальной работе с эстрадой, получил собственную студию в Москве (известную как «Студия 50А»), которая стала местом встреч, выставок и концертов представителей неофициальной культуры Москвы и Ленинграда. Среди героев его фотографий Борис Гребенщиков, Тимур Новиков, Илья Кабаков, Эдуард Штейнберг, Жанна Агузарова, Сергей Курехин, Алла Пугачева и другие. Автор по сей день активно работает и выставляется как в России, так и за рубежом, на таких площадках, как Palais de Tokio (Париж, 2010), Haunch of Venison (Лондон, 2010), Kunstmuseum Bern (Берн, 2011) и других. Среди недавних избранных ретроспективных выставок Сергея Борисова: «Студия 50А» (Галерея Ruarts, Москва, 2014), «Сергей Борисов. Zeitgeist» (MMOMA, 2017; Национальная художественная галерея, София, Болгария, 2018). Работы фотографа продаются на самых престижных аукционах Sotheby’s, Christie’s и Phillips de Pury.