
Российская академия художеств представляет выставку произведений народного художника РФ, члена-корреспондента РАХ Владимира Сергеевича Пименова «Мировосприятие», в экспозиции которой представлено более 50 живописных работ последнего десятилетия.
«Примите мою живопись, как метафорическое свидетельство моей жизни, без пафоса и красноречия, как правду. Прожитое мною прошлое является источником, из которого я пью. Степень близости искусства к истине находится в зависимости от масштаба дарования художника, природой данного. Я далёк от мысли, что искусство вообще и моё в частности, способны перевернуть человеческую душу вдруг разом и навсегда. Но постепенно, по чуть-чуть приближает человека к истинному, к настоящему понятию смысла жизни» – характеризует автор свое творчество.
Владимиру Пименову восемьдесят… Много это или мало для художника? У каждого по-разному, возрастной ценз в искусстве — понятие весьма условное. Но в данном случае, это своеобразный рубеж, знаменующий собой в одно и то же время, и несомненное достижение высот творческой зрелости, и неистощимую восприимчивость к новым образам, темам и идеям, которые порождает стремительное течение жизни.
Цепочка небольших картин – это канва жизни, вернее художественное осмысление текущей онлайн жизни. Это наблюдения, воспоминания, размышления без внутренней логики, но каким-то образом всё вместе начинает работать на настоящую честность, и возникает удивительный эффект: изображённый мир в картинках становится похожим на правду. А правда в поддавки не играет. Ведь в сущности наши мысли – коллаж, наша жизнь – коллаж и эта цепочка картин — тоже коллаж, а ощущение правды возникает из суммы слагаемых элементов коллажа.
Картины Пименова вполне просты для понимания с первого взгляда, но в каждой из них существует некое внутреннее напряжение, некое силовое поле, которое требует от зрителя не разгадывания, а соответствующего состояния души, сопереживания. Для того чтобы произошло событие искусства, должны встретится двое: автор и зритель. И каждый должен пройти свою часть пути. Художник свою часть прошёл – дело за зрителем. В произведениях автора русский быт и русский пейзаж органически сливаются в единый комплекс красоты, покоя, созерцательности и щемящей грусти, из чего вырастает широта и отрешённость русской души, так непонятная на западе.
Пути в искусстве, равно как и путь в искусство, у каждого художника неповторимо индивидуальны. У одних это преданность раз и навсегда сформировавшимся идеалам, естественная приверженность семейным традициям. У других – это мучительный поиск самого себя, когда некий внутренний голос не только властно подсказывает выбор профессии, но и в дальнейшем предопределяет все повороты и зигзаги творческой биографии, настойчиво влечёт к новому переосмысливанию, казалось бы, давно известных понятий и явлений. Очевидно, именно к такой категории современных мастеров принадлежит Владимир Пименов – художник из Зарайска, творческую биографию которого никак нельзя назвать безоблачной или кристально ясной в своей внутренней логике.
Наблюдая за развитием этого художника из Подмосковья, видишь, как всё более серьёзным и глубоким по мысли становится его творчество, как из года в год растёт профессиональное мастерство и культура, как всё более значимым становится его вклад в современное русское искусство. Можно сказать, что искусство Пименова приобрело тот уровень проблемности, который позволяет поставить и рассмотреть вопрос о специфике национального типа художественного мышления. Это понятие, как правило, априорно совмещало в некое условное единство национальное и общечеловеческое, включая автоматическое наследование лучших, наиболее прогрессивных традиций.