Выставка «А. П. Чехов во Франции» из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля позволяет представить эпизоды пребывания писателя в Ницце, Париже, Биарицце в 1890 – 1900-е годы.
Что остаётся после путешествия, кроме воспоминаний и впечатлений? Фотографии, купленные за границей вещи… Конечно, есть они и в чеховской коллекции. Верхнюю одежду, галстуки и даже стёкла к пенсне писатель предпочитал покупать за границей. Впрочем, в письме к сестре А. П. Чехов сетовал: «Здесь всё хорошо, но не во всем, однако, Франция опередила Россию. Спички, сахар, папиросы, обувь и аптеки в России несравненно лучше».
Строки из писем А. П. Чехова и воспоминаний современников, виды Франции, личные вещи писателя и фотографии его окружения дают возможность восстановить хотя бы отчасти детали чеховской жизни в её горестях и радостях, круг чтения и круг лиц, проследить смену настроений и занятий на Ривьере и в Париже.
В чеховской биографии так случалось неоднократно: вместо имения в Полтавской губернии, о котором мечталось, было куплено подмосковное Мелихово, вместо поездки в Биарриц — судьбою было уготовано путешествие на Сахалин и на Восток…
И только весною 1891 года А. П. Чехов вместе с издателем А. С. Сувориным, спонсировавшим поездку, впервые оказался в Европе: Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь и наконец — Ницца, Париж.
«Масса движения. Улицы роятся и кипят. Что ни улица, то Терек бурный. Шум, гвалт. Тротуары заняты столиками, за столиками — французы, которые на улице чувствуют себя, как дома. Превосходный народ» — это первое впечатление писателя от Франции и её столицы.
Среди друзей чеховской семьи в 1897 году появилась молодая художница Александра Хотяинцева. Именно она создала серию гениальных карикатур, ставших яркими иллюстрациями реальных и вымышленных сюжетов, связанных с Чеховым и обитателями «Русского пансиона» в Ницце 1898 года, увековечив графически сюжеты ироничных наблюдений, дружеских импровизаций и шуток писателя. А также часы размышлений над открытым письмом Эмиля Золя президенту Французской республики Феликсу Фору «Я обвиняю», помещённого в газете «L’Aurore», ставшего реакцией на громкий судебный процесс, вошедший в историю как «Дело Дрейфуса».
Часто мечтая уезжать на зиму в тёплую Францию, Чехов всё-таки не имел такой возможности, прежде всего по финансовым причинам. Только его ухудшающееся здоровье заставляло каждый раз принимать решение об отъезде: осенью 1894, осенью и зимой 1897 – 1898, зимой 1900 – 1901.
Кураторы выставки: Эрнест Орлов, Виктор Зайцев.
Художники-оформители: Наталья Романова, Евгения Ионова, Алексей Романов, Алексей Мозговой.
Хранители: Наталья Янушкина, Екатерина Смирнова, Елена Косило, Регина Венцкунайте, Екатерина Виноградова, Николай Прохоров, Владимир Серебряков, Анастасия Флеминг.