Алексей Мартинс (р. 1989) свой путь в искусстве начал за четыре тысячи километров от Москвы – в родном Красноярске он окончил Художественное училище им. В. И. Сурикова, а затем переехал в столицу и продолжил образование в школе «Свободные мастерские» MMOMA. Один из самых перспективных молодых российских авторов, в 2017 году он принял участие в Основном проекте Московской международной биеннале современного искусства.
В своей практике художник обращается к специфическому кругу материалов, техник и сюжетов, выявляющих динамическое напряжение между цивилизацией и природой. Из старых, бывших в употреблении деревянных досок, хранящих память и о диком лесе, и о тепле жилища, он собирает эффектные и загадочные зооморфные скульптуры. Используя акрил и графитный карандаш создает монохромные и лаконичные графические композиции, в которых следы антропоцентрического пейзажа растворяются в «снежной» белизне незаполненного фона. Все свои работы в разных медиа, включая сделанные для общественных пространств, Мартинс воспринимает как внутренне связанные друг с другом части единого социально-эстетического проекта – размышления об экологических катаклизмах, амбивалентном статусе человека в системе органической жизни, региональной идентичности и объединяющем потенциале искусства.
Отправной точкой для выставки в галерее Fragment послужил масштабный коллективный перформанс «Быть вместе», устроенный Мартинсом на фестивале «Архстояние» летом 2017 года. В живописной долине реки Угры у деревни Никола-Ленивец художник расставил на грубо сколоченных пьедесталах целую сотню своих деревянных зверей и предложил зрителям одновременно поджечь эти необычные «дрова». Искусство, развеществленное и словно принесенное в жертву, стало на время мощным источником физического тепла, а образ пылающих костров, которые согревали собравшихся вокруг людей, – запоминающейся и вместе с тем тревожной, тотемической метафорой неудовлетворенного стремления к солидарности в нашу эпоху обособленности и фрустрации.
Энергия от сожженных скульптур, преобразованная в «ментальное топливо», неизбежно дала импульс новым поискам Мартинса. Так, помимо видео- и аудиодокументации перформанса, которому посвящен вступительный раздел экспозиции, в отдельных комнатах демонстрируются три инсталляции – три альтернативные для художника творческие формы. В них он по-разному разрабатывает ключевую для себя идею сопряжения термодинамической и социальной теплоты, свободно переходя из одного медиума в другой, будто подвергая материалы алхимическим трансмутациям. В каждой из этих пластических альтернатив художник осознает себя «агентом» одновременно культуры и природы. Он указывает на их гибридную органическую тождественность и неизбывную разобщенность, делающую само искусство возможным и столь необходимым.
Камерная инсталляция «Лес – это свет» совмещает характерную для Мартинса фигуру животного из обветшавших, почерневших от времени досок и минималистический световой объект, источник искусственного огня, и может восприниматься как модель публичного монумента. Сталкивая «лицом к лицу» органическое и синтетическое, Мартинс инсценирует ситуацию взаимообратного взгляда, недоверия и влечения между материалами (имеющими глубокую природную генеалогию) и соответствующими им образными сущностями: древесиной и полупрозрачным пластиком, озадаченной собакой и отколовшейся льдиной. Или плитой, излучающей радиоактивное вещество?
Проект «Органическая абстракция», представленный во второй комнате, – это совсем новая серия картин на холстах, уподобляющих изобразительные коды модернистской абстракции нерегулярным и экспансивным паттернам природной жизни, а именно размножению плесневых грибов. Впрочем, речь здесь идет не только о колонизации «чистого искусства» природой, но и об обратном процессе – ведь яркие пятнышки, проявляющиеся на белом фоне (даже за пределами картинной поверхности), оказываются тщательно сконструированной копией «живописных» элементов микрофауны.
Наконец, третья инсталляция, «Вид на дальнее» – это своеобразная графическая панорама, эфемерная vista, запечатлевшая лаконичный постиндустриальный скайлайн прямо на стенах галереи. Узнаваемые мотивы и пластические приемы рисунков художника, формирующие метафизический образ Севера – далекой, иной среды обитания, – на этот раз обживают и меняют реальное пространство «белого куба», обретая при этом социальное измерение. С комфортного и безопасного расстояния перед зрителем раскрывается слепящая заснеженная бесконечность.
Кураторы выставки – Андрей Егоров и Анна Арутюнян.