Детская музыка — тема «вечная». К созданию произведений для детей обращаются практически все композиторы. И это неудивительно, потому что музыка органично входит в мир ребенка с самого раннего детства. Достаточно вспомнить колыбельные песенки и музыкальные считалочки, музыкальные игры и сказки, детские оперы. Главный аспект тематики связан с образовательной и воспитательной функцией. Напомним, что музыкальное образование в России, начиная с древних времен, отличалось самобытным характером, и к нему всегда был интерес. В число учебных предметов, обязательных для индивидуального и группового обучения, входила музыка (пение). Однако, имея глубокие корни, статус самостоятельного и многопланового направления в искусстве детская тема получила сравнительно недавно.
В XIX веке, особенно в его второй половине, закладываются традиции детской музыки, получившие развитие в ХХ и начале XXI века: формируются образы, тематика, жанры детской музыки, музыкальный язык и так далее. Тогда же вопросы детской музыки и проблемы детского музыкального образования активно обсуждались на страницах музыкальной и педагогической прессы — «Русской музыкальной газеты», журналов «Музыка и жизнь», «Хоровое и регентское дело», «Народное образование», «Педагогический сборник». Там печатались статьи и заметки о состоянии музыкально-образовательного дела в российской средней школе.
Многие композиторы второй половины XIX века обратились к сочинению пьесок и песенок для детей и составлению сборников для разных ступеней образования. Эти же композиторы и составители сборников писали руководства и методики в помощь обучения детей музыке. Среди них — Алексей Николаевич Карасёв, Александр Андреевич Архангельский, Василий Фёдорович Комаров и многие другие.
В дореволюционной России весьма популярным было первоначальное домашнее обучение музыке детей самого малого возраста, поэтому наиболее любопытны издания — Школы игры, Сборники детских пьес и другие, которые служили руководством в первую очередь для матерей. Например, «Элементарная школа для фортепиано», составленная Брассером и Иотти, представлена как «Сокровище для матерей семейств» и посвящена государыне императрице Марии Александровне, супруге Александра II. Нельзя недооценивать роль Марии Александровны в проведении реформы образования. При ней заработали два высших учебных заведения, около 40 гимназий, более 150 образовательных учреждений низшей ступени; она не раз подчеркивала необходимость учить детей искусствам — умению рисовать, музицировать, сочинять стихи. В предисловии к изданию 1871 года (Москва, П. Юргенсон) можно прочитать следующие слова: «При составлении настоящей элементарной школы музыки и фортепиано, мы поставили себе задачей найти такой метод первоначального преподавания, по которому каждая мать семейства, знающая сколько-нибудь игру на фортепиано, в состоянии была сама учить детей своих музыке и таким образом быть первой руководительницей их в этом искусстве».