Московская экспозиция – это финальный аккорд проекта, в центре которого находится личность великого кузбасского самобытного художника, философа из народа – Ивана Егоровича Селиванова (1907 — 1988 гг.).
Одиннадцать лет назад десять наивных живописцев из города Кузбасса объединились под руководством темпераментного и деятельного организатора, Ираиды Борисовны Зиновьевой, – так возникло региональное общество свободных художников «Сибирские просторы». В 2017 году, к 110-летнему юбилею со дня рождения своего знаменитого земляка участники объединения подготовили вышеупомянутый проект. Что же общего у художников из Сибирских просторов и их именитого соотечественника, чьё имя вписано во Всемирную энциклопедию наивного искусства? Все они прошли обучение в Заочном народном университете искусств1, выбрали в качестве одного из главных сюжетов творчества анималистическую тему – на этом формальные совпадения заканчиваются. Остается лишь то главное, что роднит художников-наивов без исключения – абсолютная смелость самовыражения, стремление без оглядки на художественные нормы рассказать в своих работах о сокровенном и волнующем.
«Без любви к природе никто не станет мастером своего дела. Природа есть не что иное для человека, как превысшая школа», – так говаривал Селиванов. Вторя ему, участники Сибирских просторов исследуют мир природы и с непосредственной искренностью запечатлевают его образы на холсте. Причудливую галерею парадных портретов птиц создаёт в серии «Пернатые фотомодели» Ираида Зиновьевой. Острый глаз художницы подмечает тонкие нюансы поведения животных: статную осанку гуся и петуха, полную важности и горделивости поступь индюка. По пути сюжетной картины с ярко выраженным бытописательским мотивом идут Наталья Саломыкина и Галина Волкова. Удивительно по-разному видят своих героев авторы: если с полотен Екатерины Бакарченко и Галины Давыдовой радостные звери смотрят на зрителей добрыми, лучащимися глазами, то на картинах Зинаиды Дубодел и Натальи Макаровой животные и природа погружены в меланхолическое спокойствие. Обращает на себя внимание разброс стилистических приемов: от стремления к фотореализму в живописи Елены Лоншаковой, до попыток приблизиться к мультипликационной манере в произведениях Тамары Киселевой. Пестрый калейдоскоп анималистических и пейзажных зарисовок дополняют два характерных и одновременно трогательных образа Ивана Селиванова кисти Зиновьевой и Давыдовой. На выставке можно увидеть портрет еще одного знаменитого наива – Нико Пиросмани работы Владимира Тараканова.
В заключении хочется добавить, что гений Селиванов питает и вдохновляет вышеупомянутых авторов, при этом каждый из них остается внутренне свободным в искусстве. Бесспорно, ещё не одно поколение будущих художников возьмет в руки кисти и краски, следую завету Ивана Селиванова: «Если есть у вас тяготение к творчеству — пробуйте!».