Выставка, подготовленная специально для Пушкинского музея — это, прежде всего, диалог одного из самых ярких представителей медиаискусства, итальянского художника Фабрицио Плесси (р. 1940, Реджо-Эмилия), с наследием западной художественной традиции из собрания крупнейшего музея России.
Кураторы: Джузеппе Барбьери, Сильвия Бурини, Ольга Шишко.
Плесси, один из пионеров видео-арта в Италии, первый, кто использовал телевизионный экран как основу, внутри которой проносится неудержимый цифровой поток воды и огня. Звуковые представления (перформансы), эфемерные архитектурные сооружения, телевизионные и театральные сценографии составляют фон, в который Плесси встраивает свои видеоскульптуры и в котором использование технологии становится естественным элементом. Художник многократно участвовал в таких международных выставках, как Венецианская биеннале (с 1970) и «Documenta» в Касселе. Персональные выставки Плесси были организованы в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и Бильбао, Скудерие дель Квиринале в Риме, Доме Мартина Гропиуса в Берлине, Институте современного искусства в Валенсии, венском Музее истории искусств и в Фонде Жоана Миро в Барселоне. В 2011 году во вновь открывшемся павильоне Венеции на Венецианской биеннале был представлен его масштабный проект «Вертикальные моря». Для своих инсталляций Плесси задействовал пространства площади Святого Марка в Венеции, Долины храмов Агридженто, Ла Лонха на Майорке, Зала гигантов в Палаццо дель Те в Мантуе и венецианского театра Ла Фениче. В 2013 году неподалеку от альпийского перевала Бреннер был открыт Музей Плесси, футуристичный авторский проект, задуманный как единое произведение архитектуры, скульптуры и дизайна, гармонично интегрированное в природную среду.
Лейтмотив выставки — идея, которая зачастую стоит у истоков художественных поисков Плесси и в то же время отчетливо прослеживается в миссии музея — классика всегда существует в диалоге с современностью и наоборот, поскольку только через современное искусство открываются новые интерпретации искусства прошлого. Новаторство неразрывно связано с переосмыслением прошлого. Именно из этих предпосылок исходит Плесси, выстраивая диалог с музеем. Для воплощения своего замысла художник отобрал 16 бюстов (слепки с античных оригиналов) из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. Посредством мультимедиа, выявляющих истинную форму античных произведений, и игры зеркал слепки предстают перед зрителем правдивее оригиналов. Эта тема возникает и в некоторых крупноформатных рисунках художника, являющихся важной частью выставочного пространства, которое, в свою очередь, кажется будто высеченным внутри музея. В экспозиции будет представлена неожиданная трактовка эпизода из «Метаморфоз» Овидия, легшего в основу сюжета фрески Джулио Романо «Падение гигантов» из Палаццо дель Те. Вода, один из излюбленных мотивов Плесси, становится аллюзией на всемирный потоп, а ее отражение на экранах, использованных для инсталляции, — источником для размышлений о кризисе и перерождении как неотъемлемых этапах человеческой жизни.