Одна из важных задач Третьяковской галереи — представление творчества крупнейших современных художников, играющих важную роль в русском искусстве. В зале спецпроектов открывается выставка Игоря Сергеевича Шелковского (р. 1937), художника, скульптора, издателя легендарного журнала «А — Я».
«ГОРОД ДОРОГ» Игоря Шелковского объединяет 11 объектов, один из которых обрел монументальный размер. Камерная выставка стала масштабной по своему художественному решению. Впервые использованы возможности одного из самых высоких залов музея для творческого эксперимента.
В названии проекта спрятан палиндром — словосочетание, одинаково читающееся слева направо и справа налево, второе слово которого является омографом: выставка представляет нам и ГОРОД ДОРÓГ, и ГОРОД, который ДÓРОГ.
Выставка организована как единая инсталляция, 11 элементов которой образуют пространство «города» Игоря Шелковского. Обнажившие свои каркасы строения «прорастают» пейзажными деталями, выстраиваясь в монохромный, белый город-сад. Город Шелковского — одновременно реальность и утопия, в которой природа и архитектура сливаются в органичный симбиоз. Созданные в мастерской объекты подчеркивают цикличность метода Шелковского, «думающего» в последние годы сериями, где каждое произведение, складывающееся из рифмующихся друг с другом частей, сохраняет индивидуальность.
Конструктивное мышление Шелковского, собирающего из линейных структур вариативные композиции, сближает его творчество с экспериментами русского авангарда по созданию моделей нового мира. В статье к каталогу выставки историк искусства Евгений Барабанов настаивает на важном различии между философией конструктивистов и пластическим сознанием Шелковского, в основе которого — «человек как „мера всех вещей“». Однако, по признанию самого мастера, знакомство с авангардом, состоявшееся в 1960-е годы во многом благодаря посещению запасников Третьяковской галереи в период работы реставратором фресок, оказало важнейшее влияние на формирование его творчества. Интересно, что рождению одной из первых скульптур, определивших почерк Шелковского, он обязан не предшественникам начала ХХ века, а пейзажу художника Архипа Куинджи «Облако», под впечатлением от которого была создана вошедшая в собрание Галереи одноименная работа (1977).
В 1971 году Шелковский начал заниматься скульптурой. Материалом для первых опытов стало доступное в то время дерево, которое в ранний период своего творчества мастер воспринимал как плотную массу, позволяющую создавать фактурные объемы. Будучи излюбленной материей Шелковского в более поздние годы, оно и до настоящего времени служит основой для создания прозрачных, построенных на линейной основе композиций, «предельно обнаженные структуры» которых, по словам Виталия Пацюкова, «позволяют обнаружить внутренние связи с аскетической пластикой Альберто Джакометти».
Имя Игоря Шелковского тесно связано с историей русского неофициального искусства 1960–1980-х годов. Скульптор, живописец, график, с начала 1970-х Шелковский последовательно создает и развивает свой пластический мир. Мир, сохранивший, по словам историка искусства Евгения Барабанова, «главные признаки классической скульптуры: правдивость безупречной линии, гармонию форм в их архитектурном равновесии, безукоризненную слаженность, эллиптическую обобщенность».
Работы Игоря Шелковского приобрел для своей коллекции Г.Д. Костаки, а позже и Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее современного искусства Фонда Людвига в Вене, Музее Зиммерли в США и в других собраниях.
Частью проекта «ГОРОД ДОРОГ» стало издание, также являющееся произведением И. Шелковского: авторский арт-объект в виде книги-раскладушки, в которой изображения представленных на выставке экспонатов сопровождаются отрывками из стихотворений о Москве. Каталог выставки содержит статьи крупнейших исследователей современного искусства: Е. Барабанова — «Сложность простоты» и В. Пацюкова — «Игорь Шелковский: поиски нового равновесия между структурой и фракталом».