Литературный гений Ивана Тургенева формировался в атмосфере русской усадебной жизни. Местом, где будущий писатель вырос, где получил первые сознательные яркие впечатления; местом, куда отовсюду стремилась душа и куда приезжал он при каждой возможности; местом, которое поистине стала творческой лабораторией Тургенева – было родовое имение в Мценском уезде Орловской губернии. «…Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»! Мысли напрашиваются сами», — признавался Иван Сергеевич. И, действительно, большую часть своих произведений Тургенев, подолгу живший и в российских столицах, и в Европе, написал именно в русской глубинке, в своей усадьбе Спасское-Лутовиново.
«Рудин», «Дворянское гнездо», «Фауст», «Отцы и дети», «Накануне», «Призраки», «Новь», «Песнь торжествующей любви», стихотворения в прозе – вот далеко не полный перечень тургеневских произведений, история создания которых связана с его родовым имением. И многие вещи, окружавшие писателя в любимом Спасском, были не только свидетелями его уединенного деревенского досуга, охотничьих приключений и литературных трудов, но и находили свое отражение на страницах его произведений.
Выставка «Многое вспомнишь родное далёкое…» включает уникальный комплекс экспонатов и мемориальных предметов, связанных с жизнью и творчеством И.С. Тургенева. Мемориальные реликвии и произведения искусства, бытовавшие при жизни писателя в усадьбе Спасское-Лутовиново, крайне редко вывозятся за ее пределы для экспонирования на других площадках. Но в юбилейный год хранители тургеневских реликвий сочли возможным и даже необходимым представить свои сокровища московской публике.
В числе реликвий, привезенных в столицу из орловского имения Тургеневых – автографы и личные вещи писателя; предметы обстановки барской усадьбы в Спасском; дневники, записные книжки и другие документы людей из ближнего окружения писателя, его прижизненные издания.
Яркими мемориальными акцентами живописного ряда выставки станет полотно «Мадонна с Иисусом и Марией Магдалиной», украшавшее некогда большую гостиную барского дома и работа неизвестного художника «Два старика едят арбуз», упомянутая И. С. Тургеневым в рассказе «Контора» из цикла «Записки охотника». Особый интерес у зрителей могут вызвать пейзажные этюды, написанные известным поэтом Яковом Полонским, который не раз гостил у Тургенева и даже, как-то раз, принимал вместе с женой участие в устроительстве праздника для крестьян Спасского.
Отдельный раздел выставки – уникальный фотоархив: около 70 фотографий, профессиональных и любительских, выполненных в период с 1850-х до 1920-х годов в различных жанрах. Здесь и первые фотопортреты – И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, М. Г. Савиной, великого князя К. К. Романова, графини Е. В. Салиас де Турнемир, Н. М. Жемчужникова; и групповые фото лиц родственного и усадебного окружения писателя, его современников, людей из самых разных слоев общества; виды Спасского-Лутовиново, а также интерьерные, ландшафтные, бытовые фотографии, запечатлевшие жизнь Орловской губернии, провинциальных дворянских усадеб на рубеже XIX — XX вв. В том числе, музей-заповедник впервые публично представляет 15 видов старого Орла, выполненных в 1863 г. фотографом Эдуардом Шлессингом.
В одном из залов выставки представлена живопись из фондов музея-заповедника. Мемориальная усадьба всегда притягивала к себе художников, стремящихся передать красоту и неповторимое обаяние природы средней полосы России, Спасского-Лутовиново и его окрестностей. Тургеневский дом и усадьба, аллеи парка, березовые рощи, поля и луга запечатлены в работах В. А. Дудченко, Г. В. Дышленко, Ю. В. Жигалова, А. И. Курнакова и других художников конца XIX-середины ХХ века, впечатленных теми же местами, той же красотой, что вдохновляла когда-то великого писателя.