В рамках «Фотобиеннале 2018» и Года Японии в России Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Память и свет. Японская фотография, 1950 — 2000. Дар Dai Nippon Printing Co. Ltd.» из собрания Европейского дома фотографии (Париж).
В 1992 году крупная японская типография Dai Nippon Printing Co. Ltd. по инициативе своего президента Йоситоси Китаямы решила познакомить французскую публику с современной японской фотографией и презентовала Европейскому дому фотографии (Maison Européenne de la photographie) обширное собрание работ выдающихся японских фотографов 1950-х—1990-х годов.
C 1994 по 2005 годы коллекция MEP ежегодно пополнялась лучшими фотографическими сериями японских мастеров и насчитывает сегодня 540 произведений. Это крупнейшее собрание японской фотографии в Европе, наглядно демонстрирующее важную роль японского искусства в истории мировой фотографии.
На выставке в МАММ представлена часть этой коллекции, охватывающая период с конца 1950-х до начала 2000-х годов, включающая работы классиков послевоенной японской фотографии и звездных фотографов, известных сегодня во всем мире, среди них: Нобуёси Араки, Масахиса Фукасэ, Сэйити Фуруя, Наоя Хатакэяма, Хиро, Эйко Хосоэ, Ясухиро Исимото, Мияко Исиути, Ихэи Кимура, Таидзи Мацуэ, Рюдзи Миямото, Дайдо Морияма, Икко Нарахара, Хироси Сугимото, Кэйити Тахара, Хироми Цутида, Сёмэй Томацу, Сёдзи Уэда и Хироси Ямадзаки.
За десятилетия, отмеченные трагическими событиями 6 и 9 августа 1945 года, когда Япония подверглась атомным бомбардировкам, американской оккупацией, длившейся до 1951 года, а также экономическим подъемом 1960-х, в стране сменились поколения, ставшие свидетелями как социальных потрясений, так и бурного экономического роста. В 1960-х оппозиционные движения, в том числе благодаря легендарному фотожурналу Provoke, выходившему между 1968 и 1969 годами, освободили искусство и, в частности, фотографию от жестких рамок, в которых оно развивалось в прошлом. Художники учились друг у друга, постоянно исследуя новые техники и жанры, не укладывавшиеся в традиционные визуальные каноны.
Одни фотографы обратились к жанру фоторепортажа, показывая нам последствия одной из самых страшных трагедий ХХ века, другие рассказывали личные истории, воскрешая утраченную любовь или семейные тайны. Многие фотографы, родившиеся после войны, обратились к теме идентичности, исследуя японские традиции и мифы. Такие авторы, как Ясухиро Исимото, Хиро, Кэйити Тахара, Сэйити Фуруя на протяжении многих лет живут и работают за пределами Японии и их творчество невозможно ограничить термином «японская фотография», настолько универсально их искусство.
Ихэи Кимура — во многом способствовавший тому, чтобы фотография стала в Японии независимым искусством, отказался от эстетических экспериментов того времени, используя фотографию как инструмент «объективного» запечатления реальности. Работая в центральных японских СМИ, он создал уникальную летопись, отразившую бурное развитие страны после Второй мировой войны.
На снимках Сёдзи Уэда – его родная провинция Тоттори, скрытая от бурной жизни Токио сюрреалистическими дюнами. На протяжении 30 лет, с 1949 по 1980 год, он работал над постановочной фотографической серией, с искренним юмором и поэтическим простодушием рассказывая о своих соседях и родных, поместив своих героев в естественный театр, образованный морем и песками.
Ясухиро Исимото, получил образование в Чикагском Институте Дизайна, где в начале 1950-х годов он учился вместе с Гарри Каллаханом и Аароном Сискиндом. В 1953 он принял участие в выставке «Always the young Strangers» («Вечно эти молодые незнакомцы»), организованной Эдвардом Штайхеном в Нью-Йоркском Музее современного искусства, а в 1974 году — в большой выставке, посвященной японской фотографии — «New Japanese Photography» («Новая японская фотография»). Именно Исимото привнес в японское искусство новаторские идеи и ярче, чем кто-либо воплощает преодоление понятия национальности в фотографии.
Сёмэй Томацу, Эйко Хосоэ и Икко Нарахара — сооснователи агентства VIVO, просуществовавшего всего два года, но оставившего заметный след в истории японской фотографии.
Сёмэй Томацу — один из классиков японской послевоенной фотографии, — автор работ о Нагасаки в эпоху хаоса, охватившего Японию в 1960 — 1970-е годы.
Эйко Хосоэ получил признание, благодаря двум незабываемым роскошно изданным альбомам — Barakei, (1963), посвященного знаменитому писателю Юкио Мисиме, и Kamaitachi (1969), в котором с помощью танцора Буто Тацуми Хидзикаты, Эйко Хосоэ воссоздает легенды, услышанные им в детстве. Благодаря успеху этих двух работ, в которых мифы и традиции переплелись с реальностью и постановкой, Хосоэ стал одним из первых фотографов своего поколения, получивших заслуженное признание во Франции и США.