С 23 марта по 20 мая 2018 года в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» пройдёт масштабный выставочный проект «Прибытие поезда», объединивший в себе свыше ста работ отечественных и зарубежных художников. Экспозиция рассказывает о феномене поезда в мировой культуре: его динамика, неожиданность появления, факт прибытия и вторжение в реальность стали каноническим символом перемен и неумолимого движения истории вперед.
Образ поезда — организующий элемент выставки, что напрямую выражается в архитектурном решении: зрителя буквально приглашают зайти в железнодорожный вагон, пройтись по составу, и вместе с ключевыми художниками новейшего времени совершить захватывающее путешествие длиною в 120 лет.
Виталий Пацюков, куратор проекта:
«Наш поезд движется через узловые точки культуры и социальной реальности, преодолевая временные пласты и огромные территории. Мы видим его образ в разных формах, разных жанрах и техниках: в документальной хронике, первом веке немого кинематографа, киноавангарде и видеоарте, в живописи, музыке и литературе.
Прорываясь в новую информационную эпоху, поезд выступает и как носитель новой информации, новый символ коммуникации, образ прогресса, который проходит через всю историю нашей цивилизации».
В начале экспозиции мы попадём в «Исторический поезд»: зрителя встретят братья Люмьер и их «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», впервые представленное публично больше столетия назад, а также «Необыкновенное путешествие» Жоржа Мельеса, «Бесшумные поезда» Эдисона и фильмы Ман Рэя, рожденные ритмами раннего джаза. Лейтмотивом раздела здесь выступает Транссибирская магистраль, волновавшая умы многих представителей европейского авангарда.
В видео-композиции «Транссибирская сюита» Владимира Смоляра визуализируется метафора продвижения поезда сквозь художественное пространство евразийского континента. На фоне движущегося состава, под ритм стука колес, наложенного на «Симфонию № 8» Дмитрия Шостаковича, пронесутся ключевые полотна века: «Солдаты» Михаила Ларионова, «Крестьяне» Казимира Малевича, «Летающие» Марка Шагала и образы орфического кубизма Сони и Робера Делоне. Завершит эту часть экспозиции знаменитый видеоролик на песню Бориса Гребенщикова «Этот поезд в огне».
Раздел выставки «Миростроительное депо» расскажет о достижениях советского кинематографа 1930-х годов через фрагменты фильмов «Симфония Донбасса» Дзиги Вертова, «Пасифик 231» Михаила Цехановского и «Кинопоезд» Александра Медведкина. Дальше мы перенесёмся в Америку, где тема поезда получила яркое выражение в стилистике вестернов и мюзиклов, таких как «Большое ограбление поезда» и «Серенада солнечной долины».
Далее поезд въезжает на территорию современной культуры, представленной триптихом “Take a Train” Владимира Янкилевского, видеоартом Марины Фоменко и Александры Митлянской, едет через Европу в работе русской голландки Марины Черниковой и прямо оттуда переносит нас в подмосковную электричку Ольги Чернышевой. Время и пространство выставки выстроены нелинейно: в двухканальной видеоинсталляции Натальи и Валерия Черкашиных мы заходим в вагон подземки на Таймс-сквер, а выходим на Красной площади.
В «Депо» представлены оригинальные работы советских художников в технике фотомонтажа и оригинальные конструктивистские плакаты, воспевающие индустриальную мощь поездов. Здесь же зритель увидит металлизированную инсталляцию Аллы Урбан и проект, соединяющий визуальный контекст «Большого стекла» Марселя Дюшана с акустикой Джона Кейджа.
Заключительный раздел выставки «Место действия – поезд» откроет новая работа Константина Батынкова «Композиции с образом поезда», рифмующаяся с фотоинсталляциями Льва Мелихова, Владислава Ефимова, архивной хроникой прибытия легендарного «Поезда Победы» 10 мая 1945 года. В этом зале можно будет увидеть работы Ильи Кабакова и Эрика Булатова, Семена Файбисовича, Павла Отдельнова и Игоря Ширшкова, Кузьмы Николаева.
Литературно-театральные ассоциации представлены в «зале Анны Карениной», отмеченном своеобразным эпиграфом – объектом Сергея Катрана по мотивам лекции Владимира Набокова и бинарной инсталляцией Натальи Данберг, предлагающей новою драматургию романа. Дополняет эту тему стремительно мчащийся поезд Анны Ефремовой, передвигающийся в «обратной» перспективе Павла Флоренского, соединяя прошлое и будущее нашей истории и приглашая войти в магический «вокзал для двоих» Леонида Тишкова. Там же можно будет увидеть инсталляцию Александра Бродского – плацкартный железнодорожный вагон, обращенный к культурной памяти нашего детства и «кабинет» Вадима Абдрашитова, мастера новейшего кино-языка, использующего образ поезда в радикальной социокультурной драматургии.
Завершается выставка интегральным акустическим проектом Сергея Филатова, транслирующим свой сигнал в пространство двуканальной инсталляции Сергея Головача «Следующая станция Chinatown» (Россия – Китай).
Кураторы: Пацюков Виталий Владимирович, Екатерина Дракунова (Ekaterina Drakunova), Анастасия Козаченко-Стравинская, Светлана Макеева (Svetlana Makeeva).
6+