Летний сезон галерея ARTSTORY открывает выставкой Валерия Волкова «Пантомима цвета», которая пройдёт с 14 июня по 29 июля 2018 г. и приурочена к 90-летию известного художника. Ретроспективный проект включит живопись и графику, начиная с 1950-х гг. и до наших дней. Ритм цветовых и световых пятен, музыка, образы, связанные с природой и культурой Востока, портрет и автопортрет, восточная тишина и созерцательность – основные темы и мотивы произведений Валерия Волкова. Многие работы построены на принципах направления, которое сам художник определяет как «Realisme Non-Figuratif» («нефигуративный реализм»). Интересно, что за каждой картиной стоит определённая история и реальные впечатления.
Валерий Александрович Волков – член художественной династии Волковых, у истоков которой стоял великий мастер Александр Николаевич Волков, автор знаменитой «Гранатовой чайханы». Через искусство отца Валерию Волкову открывались как достижения авангарда, так и классики, а дар особой восприимчивости и собственное видение позволили художнику развить их в своём творчестве. Не без влияния «Гранатовой чайханы» родилась формула Валерия Волкова: «Пластическое равно духовному». На протяжении всей жизни Волков ориентируется, как на одну из вершин в искусстве, на это великое произведение. Вслед за отцом, который в 1930-е годы возглавлял так называемую «бригаду Волкова», Валерий Александрович, как старший сын, встал во главе «второй бригады Волкова» – уникального явления для 1960 — 70 гг. В эту вторую ташкентскую «бригаду» входили его младший брат, живописец и скульптор Александр Волков, живописец Евгений Кравченко и скульптор Дамир Рузыбаев. Многие интересы Валерия Волкова становились общими для группы, особенно это касалось увлечения искусством «русского парижанина» Николя де Сталя, главными для которого были цвет и свет.
Первыми зрительными впечатлениями детства Валерия Волкова стали работы его отца и пейзажи Ферганской долины. Истоки живописи В. Волкова – в Азии его детства. Художник по-настоящему любит землю, на которой он родился – в Фергане в 1928 году – и даже после переезда в Москву в 1966 году он долгое время продолжает туда возвращаться и не перестаёт работать над среднеазиатскими мотивами. С отцом художник ведёт разговор на протяжении всего своего творческого пути, по его искусству сверяя своё. Главным для него становится не сам предмет, а передача чувств, которые он вызывает. На холст он проецирует окружающий мир с помощью цвета как формообразующего начала. Цвет в полотнах становится практически единственной основой изображения, а цветовые пятна создают движение и особый ритм. Можно сказать, что в методе Волкова предметный мир становится поводом для цветового пятна. Это и пламенеющее охрой в синем сумраке лицо «Цыганки» (2011), и наполненный динамикой «Натюрморт с собакой Пиф» (1975).
Валерий Волков некоторое время учился в Ташкентской художественной студии при Союзе художников у Михаила Фёдоровича Шемякина (ученика и последователя Валентина Серова и Константина Коровина, великолепного портретиста). К портрету Волков обращается на протяжении всего творческого пути, считая, что «величайшие создания
живописи связаны с человеком». А через автопортреты художник, кажется, раскрывает всю палитру драмы человеческого существования. Формат, композиция, лучшие черты русского реалистического портрета, стилистика модернизма и, в частности, экспрессионизма, общее настроение портретов «Серебряного века» присущи некоторым работам Волкова, и прежде всего они проявились в портретах жены художника – Светланы Завадовской (русской француженки, дочери известного востоковеда Юрия Завадовского). Немалое влияние на художника оказывают встреча с Марком Шагалом и дружба с Андре Ланским, ещё одним ярким представителем «парижской школы», которого Николя де Сталь называл своим учителем. Валерий Волков познакомился с ним во время первой поездки с женой в Париж в 1966 году.
Живопись Волкова то фигуративна, то полуабстрактна, то абстрактна. Традиции русского авангарда, культура Запада и, главное, Востока вторгаются в красочную палитру мастера яркой декоративностью, задавшей эмоциональный тон его живописи. Никогда не прерывая связей с фигуративным искусством, к абстракции художник обращается в начале 1960-х годов. Сам он объясняет это обращение парадоксальным стремлением «шире увидеть реальность». Тем не менее, главными в творчестве остаются вечные темы из народной жизни Востока: образы бродячих актёров, клоунов, канатоходцев…
На протяжении всей жизни Валерий Александрович Волков вместе со своим младшим братом – Александром Александровичем Волковым и племянником – художником Андреем Волковым – продолжают дело увековечивания памяти великого мастера – Александра Николаевича Волкова. Это и выставки, и публикации книг, каталогов, подборок стихов Александра Николаевича с научными комментариями и воспоминаниями.