Для сборки задуманной во время первого локдауна выставки впервые в экспозиционной практике Музея «Гараж» был объявлен open call — Музей предложил авторам и творческим коллективам, проживающим и работающим на территории России, занять любую дистанцию по отношению к текущей ситуации и рассмотреть спекуляции (лат. speculatio — высматривание) в широком философском смысле: как одну из форм взаимодействия с реальностью и/или умозрительное рассуждение о возможном.
Возникшая как внеплановое событие в выставочной программе Музея и изначально движимая гуманитарной миссией помощи художественному сообществу выставка «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» дала возможность авторам реализовать новые масштабные и амбициозные работы. По итогам open call из более 1000 заявок было отобрано 33 участника, среди которых 11 групповых проектов.
Абстрактные рассуждения представляются делом неблагодарным, однако, именно искусство обладает силой воображения, а в сегодняшнем состоянии подвешенности чрезвычайно востребован его «завиральный» ресурс. «Спекуляции, фейки и прогнозы» в названии выставки выступают вариантами «дистанции» искусства по отношению к действительности — дистанции, которую каждый художник выбирает самостоятельно сообразно своему методу работы.
Выставка предъявляет широкий спектр прогнозов, прозрений и сценариев — абсурдных, фантастических, визионерских и пугающе реалистичных. Представленные работы обращены не только в будущее, но и к возможным версиям прошлого или настоящего, трактуя спекуляции предельно широко — от фигуры рыночного спекулянта до тайных обществ, от альтернативной медицины до технологических стартапов, от трикстерских расследований и парафикций до воображаемых музеев. Касаются ли эти воображаемые миры альтернативных экономик или теорий заговора, новых форм занятости и социального взаимодействия или систем контроля и биополитики — все они отсылают к обсуждаемым экономическим, политическим и социальным моделям или исходят из парадоксального и иррационального творческого мышления.
Архитектурная концепция выставки, разработанная бюро «Новое», объединяет галереи Музея единой суперповерхностью, прочерченной по модульной сетке и состоящей из светящихся квадратов матового стекла. Зрителям предлагается передвигаться по выделенному маршруту — движение по выставке напоминает прохождение компьютерной игры. Такая геймифицированная среда вдохновлена научно-фантастическими фильмами, аркадными видеоиграми, а также отсылает к сканвордам, формулярам, анкетам и рекомендованной ВОЗ дистанции (1,8 м). Вместе с тем она напоминает передвижение по специальным мосткам вроде тех, что устанавливают в Венеции во время acqua alta. Такое перемещение превращает осмотр выставки в приключение и вместе с тем подрывает рутинные и гарантированные позиции в пространстве, создавая новый телесно-зрительский опыт.
Выставка устроена как нелинейная система пересекающихся тематических рубрик, которые создают подвижные связи работ между собой и, складываясь в конфигурации-созвездия, организуют смысловую навигацию.
В рамках программы Garage.Live посетителей ждет перформанс Genda Fluid “Lockdown Spirituals”, иммерсивный спектакль «Университет птиц» объединения «Театр Взаимных Действий», видеоводевиль с элементами групповой терапии и концерт кооператива «Техно-Поэзия» и YouTube-шоу группы NONSNS. Игра как модель реальности, ее тестовая версия или альтернатива, оказывается центральным мотивом приуроченной к выставке публичной программы, посвященной научной фантастике и играм.
Участники: Федора Акимова (Москва), творческое объединение «Антон Курышев и Андрей Гурьянов» (Москва), Виталий Барабанов (Москва), Ася Володина (Москва), Митя Зильберштейн (Москва), Марина Истомина (Усть-Кут, Иркутская область), медиаактивистское объединение «Кафе-мороженое» (Москва), Владислав Кручинский (Москва), Михаил Максимов (Москва), группа МишМаш (Москва), Мария Морина, Марина Карпова и Екатерина Соколовская (Санкт-Петербург), Дарья Правда (Санкт-Петербург), Кирилл Савченков (Москва), Никита Селезнев (Санкт-Петербург), Иван Серый (Нижний Новгород), Алиса Смородина и Алена Шаповалова (Москва), Максим Спиваков (Москва), объединение «Театр Взаимных Действий» (Москва), кооператив «Техно-Поэзия» (Санкт-Петербург), Даша Трофимова (Москва), Максим Трулов и Ксюша Ласточка (Нижний Новгород), Анна Фобия (Москва), группа «Хочешь» (Москва / Санкт-Петербург / Туапсе), Заур Цугаев (Грозный), коллектив «Что Делать» (Санкт-Петербург), Андрей Шенталь (Москва), Борис Шершенков (Санкт-Петербург), самоорганизованная группа ШШШ (Москва), Александр Щуренков (Москва), Татьяна Эфрусси (Москва), группа АРXIV (Москва), Genda Fluid (Москва), гибридная самоорганизация NONSNS (Москва).