За долгие годы творчества (весьма неровные, ибо автору в жизни приходилось заниматься не столько искусством, сколько выживанием) он испробовал многие жанры и стили. Не-участие в официозной живописи обернулось тайной свободой, порою даже вольницей. Это позволило художнику спокойно совмещать простой наивный реализм с самым крутым авангардом – это было счастье свободы (правда, на собственной кухне или даже в подвале). Увлекаясь, проявляя творческую жадность к новациям, он испробовал почти все стили и направления ушедшего столетия. Но своей основной линии, своего нерва в рисунке и живописи он старался при этом не терять. Он мог в очередном поиске отходить от своей линии весьма далеко, но всегда возвращался, причем с известным обогащением – и в средствах, и в методах, и в общем понимании искусства. И в этом смысле свой собственный нерв иногда проявлялся даже ярче и самобытней. В качестве одного из примеров можно привести серию «Ящики»: был такой период в жизни художника, когда вместо стандартного холстов приходилось использовать ящики из канцелярских столов, выброшенных за ненадобностью (как раз это было в 90-е, в сыром подвале на Петровке, где он временно разместился, пытаясь возобновить свои художественные опыты). Ящики оказались весьма любопытным подспорьем, результат вышел любопытным и своеобразным (позже многие искусствоведы говорили художнику, что подобного эксперимента никогда ранее они не видели).
На этой, итоговой, выставке можно увидеть все жанры (натюрморт, пейзаж, портрет, содержательные сценки) и почти все стили, характерные ХХ веку, – символизм, модерн, кубизм, беспредметную живопись, конструктивизм, концептуализм, даже перформансы и инсталляцию, Ретроспективный взгляд на прошедшие десятилетия в искусстве помог художнику осознать то, что интуитивно он чувствовал почти всегда: переломным и плодотворным этапом в развитии европейской живописи случилась эпоха импрессионистов. Этим удивительным и веселым революционерам удалось неслыханное – совместить великие достижения прошлых эпох с простой радостью жизни. Оказалось, что для этого достаточно ярких красок, воздуха на холсте и гармонии в душе мастера. И вышло так, что картина (законченная, а зачастую не совсем законченный, порою просто набросок) способна доставлять глазу физическое удовольствие, ощущение радости и подъема. В прошедшие эпохи – от Джотто до Энгра – никто так вопроса не ставил. На протяжении последующих десятилетий крутых перемен и сломов это достижение (очень человечное по своему духу) уходило в тень или напрочь забывалось (как это случалось, например, с наиболее мрачными экспрессионистами), но полностью никогда не исчезало. Уж очень следы его были ярки. Автор представленных на этой выставке работ считает, что импрессионистский настрой, стилистику танца ярких красок пора так или иначе возвращать, но, разумеется, не как эпигонский повтор, а на новом уровне, с учетом других открытий и новаций. Перспективы на этом пути очень заманчивые. Впрочем, похоже, что иные молодые художники это уже чувствуют. Сам автор десять лет назад выразил это понимание в статье «Манифест постарьергарда» (журнал «СОБРАНIЕ» №2, 2011).
Вот почему ныне вполне можно говорить о нео-импрессионизме, нео-фовизме или даже о нео-«Бубновом валете». Сам художник именно этих направлений пытается придерживаться, добавляя, разумеется, нечто своё. На представленной выставке, думается, это можно увидеть.
В нашем мире, по-прежнему ещё полном проблем и неприятностей, простая радость для глаза может оказаться в чём-то целительной.
«…Жизнь и Творчество Александра Васильевича – это Божественная Гармония, он генератор идей. Его научное мышление – фундамент для художественного. И наоборот. На выставке у нас появляется уникальная возможность не только увидеть живописные работы замечательного писателя, учёного, поэта, но и познать «Величайшую в мире роскошь – роскошь человеческого общения». Живописные работы Александра Кацуры – это взгляд ученого на развитие живописи, это переосмысление одной реальности и ее переход в другую. Когда я пишу или думаю об этом человеке, мне трудно удержаться от мистики, от ощущения нереальности его существования. Он тот, кого «Хранит природа для сравнения Прекрасной правды с ложью украшения». Рад за всех, кто прилетит на выставку»
Михаил Казиник