Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представляют первый персональный проект Гургена Петросяна (In)Dividuum. Выставка проходит в рамках выставочной программы «Дебют» до 30 сентября в ММОМА на Гоголевском бульваре, 10. Мы поговорили с куратором выставки Люсей Янгировой и художником Гургеном Петросяном.
Как вы для себя определяете трансгуманизм?
Г.П.:
Я скорее изучаю концепцию трансгуманизма, чем формулирую собственное к нему отношение. В проекте я размышляю о человеке будущего: например, как человек пытается преодолеть смерть, «вживляя» новые технологии в своё тело, но при этом теряет свою целостность и субъектность, а может, и человечность.
Л.Я.:
Для меня трансгуманизм скорее близок к антиутопии. Мысленно рисую себе будущее, в котором победу над человеком одерживают машины и в котором, собственно же, человеку уже нет места. В этом смысле мне близки опасения Гургена – традиционный гуманизм как будто вырождается, уступая под натиском искусственного интеллекта и прочих технологических достижений.
Люся Янгирова, Дарья Камышникова, Гурген Петросян
Как сформировалась концепция проекта, состоящего из трех секций?
Л.Я.:
Мы изначально планировали выставку камерного, даже интимного, формата. Три скульптурные серии идеально вписались в пространство ММОМА на Гоголевском. Для меня было очень важным, чтобы у каждой работы было так называемое «пространство обхода», ведь скульптура — это трехмерный объект и его восприятие напрямую зависит от ракурса и созданного освещения.
Хотелось, чтобы в каждом из залов звучала своя история и создавалось разное настроение. Так, например, первый зал получился наиболее драматичным – в нем размещена серия работ «Красные», на которую Гургена вдохновил кинематограф Квентина Тарантино.
Как вам кажется, удалось ли вам подступиться или найти решение проблемы обезличивания, связанной с обнулением человека до состояния чистой формы в рамках трансгуманизма?
Г.П.:
Проблема слишком серьезная и, как мне кажется, не решаемая. Но я вижу, что она крайне плодотворна для скульптуры. Язык скульптуры позволяет делать большие обобщения и для меня является наиболее доступным и очевидным.
Как вы думаете, почему именно искусство стремится зафиксировать индивидуальность и заниматься поиском человеческого?
Л.Я.:
Существует мнение, что искусство, вне зависимости от выбранной художником техники, это запечатленная эмоция. И она всегда индивидуальна. С ней интереснее всего работать.
Автор интервью:
Альбина Кудрякова