Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
56 актуальных событий

Художница Марина Мариз рассказывает о современном искусстве

Художница Марина Мариз: «В Москве можно постигать живопись самостоятельно, начиная с Пушкинского музея и заканчивая усадьбой Кусково»

Мы живем в скоростном времени, когда предпочтения меняются, а традиции переосмысливаются. Мы люди — онлайн. Всегда на связи, в курсе всего. А когда у нас появляются лишние деньги, то руки чешутся, чтобы вложить их во что-то, что с приставкой «ультра». Например, в Ультрасовременное искусство, которое вошло в нашу жизнь.

Многое в таком искусстве происходит непреднамеренно, чем «случайнее» тем вернее. Актуальные художники появились благодаря совершенному восприятию совершенного человека. Они оказались самыми подходящими художниками. До них в картинах царил искусственный свет, надуманная светотень или внимание обращалось на другие стороны, на композицию или колорит. Сейчас ультрасовременники вырвались из мастерских в стенах которых много веков были замурованы.

Хотя современному искусству еще придется подтвердить себя. Чтобы к нему приобщиться, я взяла интервью у художницы Марины Мариз. Она родилась в семье художников, живет и работает в Москве. Вместе с мамой художницей Ниной Мариз рисует графику «Магический реализм» и живописные абстракции. Считает обязанностью художника превозносить свое Время и не лезть в политику. Посему вид ультрасовременного художника смело отличается от того, что мы привыкли видеть раньше.

Марина, какие тенденции сейчас превалируют в современном искусстве?

Марина Мариз: Одна из главных – это переход большинства арт-площадок в онлайн-формат. Тем самым многое из недоступного стало доступным. Теперь не обязательно ехать на выставку, чтобы приобщиться к прекрасному а можно все увидеть в интернете.

Да, польза онлайн-формата очевидна. Это как электронные книги, которые экономят деньги и время.

М.М: Сейчас многие галереи переходят в формат pop up, это когда проходят временные выставки вместо постоянного пространства. Помнишь на «Винзаводе» регулярно проходили аукционные торги «Vladey»? Так они еще год назад полностью перешли на онлайн-формат. Еще появляются молодые галереи и новые платформы для приобретения искусства. Мне лично импонируют коллаборации известных брендов с художниками.

А вообще есть ли во всем этом какой-то минус?

М.М: Если есть плюс, значит есть и минус. И он один – это обесценивание искусства. В соцсетях его стало много. От этого изюминка теряется.

Да, действительно, художники становятся банальными, затертыми до дыр клиповым мышлением обывателя. А вы с мамой над чем сейчас работаете?

М.М: Мы работаем над серией графики «Магический реализм». Заодно пишу книгу об искусстве, которая пригодится художникам, коллекционерам и людям, которые хотят научиться рисовать, но бояться начать.

Чего бояться?

М.М: Что у них не получится, то есть сами себя боятся. Они насмотрелись реализма, старых мастеров и думают, что рисовать надо именно так. На самом деле существует много стилей особенно сейчас, когда можно рисовать свободно не копируя старых мастеров. Купи альбом, цветные карандаши, акварель и вперед.

У.Н: Марина, тебе легко сказать. Сейчас я наблюдаю картину, как многие художники учатся в каких-то открытых мастерских, затем в студиях, потом опять в мастерских, но в итоге о них ничего не слышно.

М.М: Я тоже много училась, но стало ясно, что таланту научиться невозможно, он либо есть, либо его нет! Вместо продолжения высшего образования я изучала искусство непосредственно тет-а-тет во время поездок за рубеж. Но далеко ходить не надо, даже у нас в Москве можно постигать живопись самостоятельно, начиная с Пушкинского музея и заканчивая усадьбой Кусково.

Марина, я недавно видела вашу новую работу «Расслабон». Это название у меня ассоциируется с ультрасовременным искусством.

М.М: Тогда в связи с твоей ассоциацией тебе бы понравилась другая наша работа «Блюющая рыба» называется. А если серьезно, то искусствовед Игорь Дудинский верно обозначил нашу графику как «Магический реализм».

А кстати, ты правда отказала в интервью, после вопроса: «Что такое мастихин?».

М.М: Не совсем. Тогда спросили, зачем я нарисовала серию «Императоры России», что это за моветон. Очень не часто спрашивают – над чем ты сейчас работаешь, в каком стиле, какими материалами, что нового в мире искусства? Но часто спрашивают о политике, что не совсем неприемлемо.

Наверно, начитались, как некоторые художники обвиняют глобализацию в потере идентичности.

М.М: Да, непонятно как можно пользоваться всеми благами человечества и при этом выражать недовольство?

Вот у меня к ним встречный вопрос – а всех вас жалующихся на техно прогресс кто-нибудь узнал бы без интернета? Сейчас в одних только онлайн-галереях астрономическое количество художников!

М.М: Мое мнение, что у Художника только одна миссия – это нести в мир гармонию и красоту. То есть восхвалять время, в котором он живет. Раньше живописцы в своих работах воспевали эпоху Ренессанса, например. Или как Энди Уорхол в своих поп-артах пропиарил кока-колу. Кстати художник может вообще ничего не рассказывать в интервью. ЗА ХУДОЖНИКА ГОВОРЯТ ЕГО КАРТИНЫ!

Однозначно! И последний вопрос — какие мероприятия планируешь посетить в ближайшее время?

М.М: Третьяковскую галерею на Крымском валу. Посмотрю все выставки и зайду за красками в художественный магазин. Еще посетим с друзьями парк «Зарядье» и погуляем в саду «Эрмитаж».

Как интересно, спасибо за интервью! Будем надеятся, что работы ультрасовременных художников преподнесут ультрасюрпризы для коллекционеров.

Интервью: Нина Ульянова