Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
0 актуальных событий

Художники о художниках

Новый видео проект «БОМБА шоу» в галерее БОМБА

В конце ноября состоялась презентация первого выпуска «БОМБА шоу»* — нового проекта независимой галереи БОМБА, в основе которого лежит формат интервью с представителями российской художественной сцены. Хотя шоу и заимствует эстетику ТВ, его следует рассматривать как низовую инициативу: как подчеркивают его создатели, это проект, инициированный художниками для художников. В первом выпуске принял участие художник-живописец Петр Кирюша, живущий и работающий в Москве и в Риге. В интервью ArtTube сокураторы галереи БОМБА Наташа Тимофеева и Диана Галимзянова, а также художница Катя Ашиткова, принимающая участие в проекте в качестве оператора, рассказали о концепции шоу и о том, с кем из современных авторов они мечтают пообщаться.

Расскажите, пожалуйста, о том, кто что делает в проекте. И немного о себе.

Диана Галимзянова: Я режиссер и художница. В нашем проекте я выступаю в качестве режиссера.

Наташа Тимофеева: Я занимаюсь инсталляцией и site-specific art. Иногда пишу тексты, еще реже курирую выставки. Соорганизатор галереи БОМБА. Собственно, «БОМБА шоу» апроприирует название нашего пространства, это важно для понимания команды проекта и его идентификации в медийном поле. Так сложилось, что у меня разные функции, хотя изначально я выступала в качестве продюсера. В первых выпусках еще я и ведущая. Кроме меня есть Ксения Пешехонова, которая также будет вести последующие серии. С нами художник Александр Баталов, который делал моушн-графику, и композитор Кирилл Кинг.

Катя Ашиткова: Я оператор проекта. Работаю со светом и снимаю. Впрочем, снимаю не только я. Наш проект достаточно компактный, поэтому камера в руках практически у всех участников на съемках. Я, как и большинство наших гостей, художница. Работаю с видео и фото.

В чем, на ваш взгляд, ценность «БОМБА шоу» и отличие от других похожих форматов? Есть ли у вас какая-то фишка, которая вас выделяет?

К.А.: Я думаю, фишка будет еще формироваться какое-то время, если речь о визуальных составляющих. Сейчас мне нравится наблюдать стыки разных фактур и цветов.

Н.Т.: С формальной точки зрения — мы пока ищем. Думаю, локация сама выведет в нужную сторону. Есть даже мысль менять стилистику по сезонам. Сейчас это довольно минималистичное оформление условной студии с акцентом на фактурность стен и цветовые пятна. Были идеи добавить гранж-эстетики, что повлияет, конечно, на содержание выпусков, а еще хочется немного такого панка.

Кто ваш зритель?

Д.Г.: Я вижу его как человека, который интересуется современным искусством, достаточно насмотренного и имеющего определенный бэкграунд и багаж знаний.

К.А.: Это люди, так или иначе участвующие в современном искусстве: художники, критики, теоретики, кураторы и, возможно, режиссеры.

Вы ориентируетесь на какие-то аналогичные проекты?

Д.Г.: Я тут выступаю сугубо как человек технический, для меня «БОМБА шоу» — это апроприация формата телеинтервью, соответственно мне интересно использовать эти лекала и перекладывать их на нашу историю, оттачивать симулякр с прикладной точки зрения.

К.А.: Как ориентиры я выбираю для себя современные ток-шоу и их эстетику, но также мне кажется важным дать легкую ностальгическую нотку в оформлении всего.

Н.Т.: Популярные социально-политические ток-шоу. Мы используем формат диалога, в основе которого лежат принципы неформального общения. YouTube в этом смысле позволяет некоторую степень эксперимента. Наш проект имеет социальную значимость. Нам важно дать слово художнику, хочется обратить внимание на его личность и ценности, которыми он живет. Сегодня это мало кому интересно, и про художника вспоминают только тогда, когда он уже ушел, хотя при жизни нуждался в помощи. Я вижу в этом банальную пошлость, тем более если такие воспоминания приобретают черты монетизации. А еще важная деталь: наша инициатива работает по формуле «художники для художников», поэтому хочется обратной связи.

Что вам лично дает участие в этом проекте?

Д.Г.: Я впервые делаю проект чисто под YouTube, и это интересный новый опыт, поскольку тут есть свои нюансы и особенности, которые стимулируют к поиску новых решений.

К.А.: Мне нравится, что это полностью горизонтальная инициатива. В подобного рода шоу и с другими бюджетами такое участие и атмосферу сложно представить.

Н.Т.: Для меня лично — преодоление, в первую очередь. Не люблю себя в кадре, стесняюсь внешности, стыдно за свою речь. В общем, широкий набор. Но тут как по аналогии, когда учат плавать, бросая на середину реки. Если нужно для проекта — значит нужно.

По каким критериям вы выбираете, кого приглашать на интервью? Это только состоявшиеся, известные авторы — или молодые тоже?

К.А.: Это точно самые разные авторы. Критерии выбора исходят из знакомств организаторов. Также мы иногда вместе совещаемся и решаем, с кем в данный момент интереснее поговорить.

Н.Т.: Это точно наш современник. Как состоявшийся художник, так и начинающий. Главное, человек должен быть умный, с четкой гражданской позицией, не лишенный чувства юмора и самоиронии. Думаем приглашать критиков, теоретиков, интересных людей из смежных областей. Мечтаю о раскрепощенности в кадре, свободном, остром диалоге.

Ваш топ-3 современных художников. С кем вы хотели бы пообщаться больше всего?

К.А.: Топ-3 и с кем хотели бы пообщаться — это разные категории для меня. Я бы пообщалась с Евой Морозовой и Микой Плутицкой.

Н.Т.: Леша Булдаков, Ваня Горшков, Полина Музыка.

Какие темы вы берете для обсуждения?

Н.Т.: У нас есть базовый блок вопросов — и индивидуальные, которые готовит ведущий, ориентируясь на художника и его проекты. Мы записали только два выпуска с Петей Кирюшей и Вероникой Актановой. К каждому индивидуально я готовила вопросы. В качестве базовых тем мы рассматриваем процесс и условия производства работы, обязательно экономический блок, хотя на вопрос «Сколько стоит твоя работа?» пока так никто и не ответил. И третий блок — критика, хочется говорить о текущих выставках, обсуждать интересные ситуации. Такое подобие курилки.

Расскажите о ближайших планах проекта. С кем ожидаются следующие выпуски?

К.А.: Не буду разглашать, лучше следите за анонсами. Впереди много интересного.

Н.Т.: Планов много, думаем развиваться пока на базе московской тусовки, а там посмотрим. Это вопрос мотивации и средств.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: Евгения Зубченко, Таня Сушенкова

* Команда проекта благодарит за поддержку Центр творческих индустрий «Фабрика» и Фонд поддержки современного искусства «СФЕРА».