

История формирования, развития и деятельности музейного учреждения в Московском Кремле насчитывает почти три столетия, в течение которых были периоды высоких подъемов, бурного развития музейной и научной работы, периоды буквально героической борьбы за сохранение национальных реликвий, однако были и провалы, забвение и вновь возрождение.
История музея в Кремле, в самом сердце страны всегда была неразрывно связана с историей Российского государства. Музей – сокровищница, музей, хранящий государственные реликвии и огромные материальные ценности, всегда привлекал пристальное внимание власти. Это обстоятельство иногда благотворно, иногда трагически, но всегда активно влияло на жизнь музея.
Несмотря на интерес к истории музея, особенно проявившийся в последнее десятилетие, остается множество белых пятен, не выявленных фактов, не обнаруженных документов. Прежде всего, это касается вопросов ведомственного подчинения музея, развития его структуры и штата, что в значительной степени определяло все сферы музейной работы и вместе с тем отражало осознание обществом значимости кремлевской сокровищницы.
Осмысление опыта и традиций, пути, пройденного музеем, могут быть чрезвычайно важны для определения его истинного места в культуре России.
Музеи Московского Кремля:
Ансамбль колокольни «Иван Великий»
Асамбль колокольни «Иван Великий», расположенный на границе между Соборной и Ивановской площадями, является композиционным центром Кремля. Он создавался на протяжении трех с лишним веков – с 1505 г. по 1815 г. и состоит из трех разновременных объектов: столпа колокольни Ивана Великого, Успенской звонницы и Филаретовой пристройки.
Колокольня была возведена в 1505 – 1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным. Через столетие она получила еще один ярус звона, и ее высота достигла 81 метра. Об этом напоминает надпись под куполом, содержащая дату – 1600 год, а также имена царя Бориса Годунова и его сына Федора. В 1532 – 1552 годах рядом с колокольней по проекту итальянского архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году Бажен Огурцов поставил вплотную к ней звонницу с шатровым верхом – Филаретову пристройку.
В 1812 году отступавшие из Москвы войска Наполеона взорвали ансамбль колокольни, однако столп Ивана Великого устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814 – 1815 годах их восстановили в прежних объемах. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI-XVII веков.
На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал Музеев Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства как из кремлевского собрания, так и из других российских и зарубежных музеев, а в уникальном памятнике древнерусской архитектуры – колокольне Ивана Великого открылся музей, посвященный истории архитектурного ансамбля Московского Кремля.
Музей необычный! Его экспозиция создана на основе мультимедийных технологий, с помощью которых на стенах и сводах колокольни проецируются древние виды и планы Кремля, изображения уникальных памятников его архитектуры, неосуществленные проекты перестройки. В компьютерные реконструкции виртуально встраиваются представленные в экспозиции подлинные фрагменты белокаменного декора древних зданий Кремля. Необычна и завершающая часть экспозиции. Посетители выходят на обходную галерею и смотрят панораму Кремля с высоты птичьего полета. Осмотр музея сопровождают индивидуальные аудиогиды.
Оружейная палата
Оружейная палата – музей-сокровищница – является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.
Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.
В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV – начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.
Успенский собор
Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы.
Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.
На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
Архангельский собор
Архангельский собор, построенный в 1505 – 1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым, – самый своеобразный памятник в целостном ансамбле Соборной площади Московского Кремля. С возведением Архангельского собора закончилась перестройка великокняжеской резиденции, задуманная и осуществленная Иваном III, великим князем, государем «всея Руси» (1462 – 1505). В период его правления завершился процесс объединения русских земель, окончательно освободившихся в 1480 году от монголо-татарского ига, возрос международный престиж набиравшего силу Московского государства. Отражением этого явилось грандиозное строительство в Кремле. В той идеологической программе, которую вкладывал в преобразование столичного Кремля сам заказчик, немаловажная роль отводилась Архангельскому собору, главному княжескому храму, ставшему к тому времени усыпальницей московского великокняжеского дома.
Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда для молитвы перед тем, как отправиться на войну, – в надежде вымолить духовную силу на подвиг. Здесь приносили клятву верности великому князю его младшие братья. Позднее в храм на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после церемонии венчания на царство.
Дошедшему до наших дней Архангельскому собору в 2008 году исполнилось пятьсот лет. Однако его начальная история восходит к еще более ранним временам.
Благовещенский собор
Благовещенский собор – один из древних памятников Московского Кремля. Построенный в XV в. домовой храм великих русских князей и царей претерпел многочисленные изменения на протяжении своего более чем 500-летнего существования. Авторы путеводителя рассказывают об истории, архитектуре, иконостасе, фресках собора, а также о находящейся в нем выставке икон XIV – конца XVI в. Путеводитель богато иллюстрирован, содержит план собора и схему размещения икон в иконостасе.
Издание предназначено как специалистам, так и для всех интересующихся древнерусским искусством.
Патриаршие Палаты
По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.
В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484-1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.
Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.
В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.
Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.
Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.
В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.
В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.
В 1980-1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.
Церковь Ризположения
Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой. Основанный в XV столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В течение несколько веков он входил в комплекс митрополичьего двора и служил домовым храмом митрополитов и патриархов русских.
Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль. На галерее храма размещена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. Памятников этого вида искусства сохранилось немного, и каждый из них представляет большой интерес и ценность.
Храм, сохранившийся до нашего времени, был заложен митрополитом Геронтием в 1484 году. Относительно даты возведения храма-предшественника единого мнения у историков нет. До середины XVстолетия здесь находилась усадьба русских митрополитов, которые с XIV века жили в Москве. В 1448 году на русский митрополичий престол был избран рязанский епископ Иона, впоследствии канонизированный Русской православной церковью как один из ее выдающихся деятелей. Назначение митрополита собором русских епископов, а не константинопольским патриархом, означало разрыв с многовековой традицией и являлось важным шагом на пути к становлению независимой Русской церкви.
Митрополит Иона стал деятельным союзником московского великого князя Василия II Темного, что отразилось на укреплении митрополичьей кафедры. Вскоре в Кремле, на митрополичьем дворе, появились каменные палаты с домовой церковью, возведение которой связывают с 1451 годом – с событием, которое вошло в русскую историю под именем "скорой татарщины". Летом 1451 года татарские войска под предводительством золотоордынского царевича Мазовши внезапно подошли к Москве, сожгли посад и обложили Кремль. Всю ночь защитники города готовились к обороне, вдохновленные и укрепленные непрестанными молитвами и службами, проводимыми митрополитом Ионой. Утром, 2 июля, в день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, татары, бросив награбленную добычу, сняли осаду города и отступили. В память избавления Москвы от татарской угрозы был заложен домовой храм митрополитов, который получил название Ризположенского.
Время работы:
Пн – Ср, Пт – Вс: 10.00 – 17.00
Касса: 9.30 – 16.30
Выходной: Четверг
Друзья, обращаем Ваше внимание на то, что время и дни работы Государственного историко – культурного музея – заповедника Московский Кремль могут меняться, поэтому, перед посещением рекомендуем позвонить +7 (495) 697 – 46 – 11.