"Студия КОП" – мастерская, офис, галерея и жилое пространство, расположенное в двухэтажном лофте на территории завода "Пластик". Основана она была художниками Георгием Острецовым, Людмилой Константиновой и Сергеем Пахомовым как некоммерческий проект, цель которого – поддержать современных российских художников и предоставить для них выставочное пространство.
Сегодня здесь работают и выставляются художники творческого объединения Vglaz, а коллекционеры помогают проекту, обеспечивая аренду помещения. Каждую среду здесь проходят вернисажи, на которых можно увидеть результаты работы художников за неделю.
Помимо расставленных и развешанных повсюду произведений искусства студия поражает необычной мебелью и декоративными деталями. Сколоченная из грубых досок кухня с глянцевой столешницей, сделанной из множества деревянных брусков и покрытой несколькими слоями лака. Старинное пианино с подсвечниками из костей животных. Столики и табуреты из отшлифованных срубов дерева, связанных проволокой.
"В этой мастерской у меня наконец появилась возможность заняться мебелью, – рассказывает Острецов. – Нашлось место под столярный цех, и я понял, что могу реализовать мечту самостоятельно создавать обстановку вокруг себя, как Робинзон – из подручных материалов. Я и ощущаю себя Робинзоном в мире потребления".
Предметы интерьера, которые делает Острецов и другие художники в "Студии КОП", – продолжение искусства, каждый из них уникален. "Современный мебельный рынок и промышленный дизайн, ориентированные на массовое потребление, подразумевают множество табу и ограничений – они исчезают, когда делаешь вещи своими руками. Ручной труд облагораживает и украшает предмет, придает ему индивидуальность, пусть даже он будет сделан с ошибкой или изъяном", – объясняет Острецов.
Первыми заказчиками стали знакомые художника, которых приятно удивили поистине безграничные возможности: мебель может быть выполнена из любых материалов, в том числе и старых, с использованием разнородных деталей, сложных техник и самых непредсказуемых декоративных приемов.
Большую часть материалов, которые используются при изготовлении предметов интерьера, находят случайно: Острецов узнает о том, что где-то разбирают старый дом, или, например, притаскивает с помойки никому не нужные доски. Так в студии появились огромные металлические буквы, которые были найдены во время демонтажа вывески одной из московских гостиниц. Буквы уже отшкурили и заново покрасили, и скоро они станут светильниками. "Часто сам материал несет в себе прообраз будущего предмета, – говорит Острецов. – Остается его только правильно обработать и подчеркнуть достоинства".
Не вся мебель создается с нуля, в основе многих вещей – антикварные предметы или детали. "Иногда мне приносят старинные вещи в таком состоянии, что реставрация их уже не спасет. Тогда я говорю владельцам – могу сделать арт-объект". Результаты таких экспериментов всегда непредсказуемы. В жилой комнате в студии стоит советская прикроватная тумбочка, из которой теперь растет огромный деревянный гриб, а створки антикварного шкафа заменены на коллажи работы Острецова, подсвеченные неоновыми лампами.
Поражает и разнообразие мелких деталей и необычных материалов: ручки для мебели изготавливают из вываренных и покрытых лаком костей животных, старинных гвоздей, случайных кусков дерева, загнутых гвоздей. Острецов увлеченно экспериментирует с техниками обработки дерева – для проекта по заказу одного алкогольного бренда ему пришлось создавать деревянную поверхность, похожую на старую палубу. Процесс был долгим и трудоемким: сначала пришлось изготовить форму из пенопласта, разрезать ее пополам, вышкурить, обклеить, как папье-маше, кусочки дуба залить эпоксидной смолой, снова вышкурить, покрыть морилкой, лаком, вышкурить, тонировать черным маслом, еще раз вышкурить и наконец покрыть паркетным воском. "Передо мной стояла художественная задача, – говорит Острецов. – Вот я и решал ее как художник – чисто интуитивно".