В бывшей кухне, превращенной в просторный выставочный зал, размещена экспозиция, посвященная семье Дурново — Эфрон. Новые дарения потомков семьи вместе с материалами из фондов Дома — музея впервые подробно представляют посетителям рассказ о большой, одаренной семье мужа Цветаевой. Участие родителей в народовольчестве, аресты и ссылки, вынужденная эмиграция — такова канва жизни этих жизнелюбивых, щедрых, благородных людей. Дружба с М. Волошиным, артистические и художественные наклонности членов семьи, содержательная и трудная жизнь Е. Я. Эфрон, единственной из семьи прожившей долго и почти заменившей мать осиротевшей племяннице А. С. Эфрон. На выставке можно увидеть небольшие живописные и рукодельные работы матери семейства Е. П. Дурново, первую книгу рассказов С. Я. Эфрона, акварели М. А. Волошина, покрывало, сшитое руками его матери Е. О. Волошиной. Трагический раритет — мраморная плита с могилы матери и сына Е. П. Дурново и К. Я. Эфрона, перевезенная из Парижа. Украшением выставки стал впервые эспонируемый живописный портрет Е. Я. Эфрон, тонкая и теплая работа М. Сабашниковой.
Выставка «Поэт и время», разместившаяся в большом зале напротив Мемориальной квартиры, является логическим дополнением к материалам, в ней представленным. Она рассказывает о жизненном и творческом пути Цветаевой, иллюстрирует литературный и общественно — культурный контекст конца 19 — первой половины 20 в., выявляет масштаб личности поэта и ее значение в русской культуре, позволяет лучше и полнее представить ее семейное и литературное окружение.
Открывает выставку семейная история, истоки рода. Фотографии отца И. В. Цветаева и матери М. А. Мейн, деда А. Д. Мейна, брата Андрея, сестер Валерии и Анастасии. Книги Д. В. Цветаева, изображение фамильного герба Цветаевых, фамильные вещи. Музей Изящных искусств — «гигантский младший брат» сестер Цветаевых — представлен старинными открытками с изображениями залов, экземплярами музейных изданий с автографами И. В. Цветаева, памятным знаком музея.
Пребывание в Европе с 1902 по 1906 г., путешествие по Италии, Швейцарии, Германии, жизнь на итальянской Ривьере в городке Нерви, учеба во французском интернате в Лозанне и в немецком интернате во Фрейбурге иллюстрируют открытки с видами этих городов. Литературная среда юной Цветаевой — московские символисты, крымское окружение — представлена портретами А. Белого, Л. Кобылинского (Эллиса), В. Брюсова, К. Бальмонта, М. Волошина и др. Петербургские современники Цветаевой, ее кумиры, адресаты и рецензенты — А. Блок, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, М. Кузмин, С. Есенин, Вяч. Иванов — отражены раритетными изданиями начала ХХ века с автографами авторов.
Бурная жизнь литературного авангарда проиллюстрирована редким изданием «Никитинские субботники», журналом ЛЕФ с автографом Б. Пастернака, книгами Цветаевой «Версты», «Версты — 1», «Царь — Девица» в оформлении Д. Митрохина; портретами друзей той поры. Берлин — отправная точка эмиграции, 1922 г. О приезде М. Цветаевой говорит записка С. Эфрона. Портреты А. Белого, А. Вишняка, И. Эренбурга, окружавших Цветаеву в Берлине, соседствуют с вышедшими в Берлинских издательствах книгами Цветаевой: «Стихи к Блоку», «Разлука», «Царь — Девица» в оформлении Л. Чириковой. В следующей витрине выложены музейные предметы, повествующие о жизни в Чехии — трех годах, которые она назвала самыми счастливыми в своей жизни. Там родился обожаемый сын Цветаевой Георгий. Фото статуи Брунсвика с цветаевской надписью, экземпляры журналов «Воля России» и «Ковчег», письма А. Ремизова и М. Цветаевой к А. Оболенскому, конверт цветаевского письма к К. Родзевичу. 1925 — 1939 — это годы, проведенные семьей во Франции. «Небесная арка» — тройственный союз в переписке с Б. Пастернаком и Р. М. Рильке. Мемориальные вещи — открытки из собрания М. Цветаевой, карта Парижа, принадлежащая дочери Ариадне Эфрон, янтарные бусы и кожаный пояс М. И. Цветаевой. Горечь возвращения в СССР в 1939 г. можно представить по количеству фотографий домов, ставших адресами Цветаевой за неполные два года. Здесь же — портреты последних адресатов Цветаевой А. Тарковского и Н. Н. Вильям — Вильмонта. В соседней витрине — Елабуга, где оборвалась жизнь Марины Цветаевой, страшные в своей немногословности документы и кадры, сделанные по следам последнего пути М. Цветаевой ее сестрой Анастасией в 1960 — х гг., после ее возвращения из лагерей.
Завершается выставка рассказом о судьбе детей Цветаевой — Ариадны и Георгия, и о возвращении ее наследия к русскому читателю, в чем главную роль сыграли усилия А. С. Эфрон. Выставку украшает скульптурный портрет юной Марины Цветаевой — гипсовая копия с единственной прижизненной ее скульптуры, сделанной Н. Крандиевской в 1915 г. В мемориальном пространстве отдельным фрагментом освещены театральные связи Марины Цветаевой. Актеры и режиссеры всех крупнейших театров той поры — МХТ, Камерного, Студии Вахтангова, Театра Мейерхольда. В период гражданской войны эти герои цветаевского «театрального романа» помогали поэту выжить духовно и физически. Здесь же — единственное прижизненное издание ее пьесы «Конец Казановы», написанной в это время, и книга С. Волконского «Быт и бытие», посвященная Марине Цветаевой.