Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
56 актуальных событий

Интервью Алисы Прудниковой о проекте NEMOSKVA

Мы пообщались с Алисой Прудниковой – директором по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ и комиссаром проекта NEMOSKVA, который призван активировать межрегиональное взаимодействие в области современного российского искусства. Проект стартовал 13 августа международным передвижным симпозиумом  по Транссибирской магистрали. 

Что нужно в первую очередь знать о проекте NEMOSKVA непосвященному человеку?

Самое главное, что важно знать о проекте NEMOSKVA, что российское искусство существует на всей территории Российской Федерации. Наверно, это первый и главный стейтмент проекта, который важно знать непосвященному человеку, о смысле выезжать дальше Москвы или Петербурга в поисках художников, идей, пространств и так далее. На мой взгляд, как раз сейчас современное российское искусство в регионах достигло того уровня развития, когда в него интересно погружаться не только экспертам, но и просто тем, кто интересуется искусством. 

Алиса Прудникова

Как вы оцениваете запрос на развитие современного искусства в российских регионах? Насколько он велик и варьируется ли эта величина от региона к региону?

Несомненно, регионы очень неоднородны и, делая исследование на начальном этапе проекта NEMOSKVA, мы получили больше тридцати ревю от местных экспертов, оценивающих собственную ситуацию – никто не пишет о совершенно радужной картине. Везде арт-сцена – это поле битвы энтузиастов, людей с очень серьезной страстью к этой деятельности и внешних обстоятельств. Конечно, уже сложились многие центры современного искусства – во многом и прежде всего благодаря работе региональных филиалов ГЦСИ, которые с конца 90-х – начала 2000-х существуют в восьми российских регионах и наше исследование показало, что там есть и история, и корни, и определенный уровень исследованности, чего нет в других городах, где не сложилась подобная институциональная практика.  

Я как человек, который очень верит в институциональную историю искусства, можно сказать пропагандирую ее, здесь и сейчас могу фиксировать, что наступил момент не выращивания чего-то изнутри, прорастания каких-то процессов, а уже внешнего запроса  от власти и более осознанного понимания искусства, как инструмента развития территорий.  Как раз этот инструмент мы и обсуждаем на огромном количестве конференций – «Интермузей», «Мосурбанфорум» и еще где-угодно: создание институции современного искусства и есть лучший путь к развитию территорий. 

Есть более продвинутые в этом смысле места, есть менее. Нельзя сказать, что есть четкая прогрессия от Москвы до Владивостока, в которой интерес к современному искусству идет на убывание по отдалению от центра. Сейчас мы переходим к глобальной конкуренции городов – и, действительно, есть города-звезды, есть города-незвезды и среди городов-звезд, конечно, нужно назвать Санкт-Петербург – мы его тоже причисляем к нашим региональным исследованиям, еще это– Екатеринбург, Нижний Новгород, Красноярск,  Краснодар, Ростов-на-Дону, Воронеж – города, где активно развивается не только сфера современного искусства, но и в целом культура – музыка, театр и так далее.

Владимир Чернышев, «Заброшенная деревня», Без названия, 2016

Каковы основные цели проекта?

Проект на данный момент настолько глобальный, что у него есть  цели перспективные и конкретные. Из перспективных могу назвать главную цель – изменение представления о карте российского современного искусства и все большая легитимизация современного искусства на местах. А вот более конкретная цель, которая начала осуществляться, – это диалог международных и российских экспертов «в поле», передвижной симпозиум, стартовавший 13 августа по двенадцати городам тренссибирской магистрали. Конечно, путешествие с экспертными попутчиками – это не какое-то ноу-хау, уже было большое количество проектов, связанных с Транссибирской магистралью – ездили брусникинцы, создавая спектакли, ездили британские писатели, ездили агитпоезда в конце концов, если вспомнить историю 20 века.  И для нас не столь важно ехать и наслаждаться поездной романтикой, сколько сделать акцент на том, что поезд создает уникальную возможность замедлиться и уделить хоть и беглое, но тем не менее концентрированное внимание тем городам, где мы будем останавливаться. Идея медленного времени изначально играла в проекте важную роль – следуя модным трендам на осознанность, глубокое восприятие действительности, от которого мы все дальше и дальше уходим в связи с убыстряющимся темпом жизни. Мы хотим применить идею медленного времени, как некий метод исследования территорий. Не знаю, как это получится – поговорим об этом в конце путешествия, но вот эта цель исследования, знакомства  и  погружения в территориальную специфику – одна из важнейших: чтобы рассуждать о карте художественной жизни нужно прежде всего инвестировать в нее свое время. 

Накануне отправления поезда

14 августа в Нижнем Новгороде стартует передвижная экспозиция проектов, пока еще нереализованных идей, которую покажут в 11 городах – расскажите, как отбирались проекты?

Изначально для проекта NEMOSKVA  мы задумали собрать базу региональных художников, осмыслить количественно, с каким числом людей мы имеем дело. Благодаря нашим партнерам на местах мы получили около 800 анкет и предположили, что там, где нет развитой институциональной ситуации – есть важная потенциальная ситуация.  Как раз узнать этот потенциал – показать и рассказать нереализованные идеи и дать им в рамках проекта осуществиться –  это было основой создания выставки. Мы попросили нашего коллегу, куратора Александра Буренкова отобрать из этих нереализованных проектов 15 идей, которые репрезентировали бы разные сферы интересов современных художников. Это проекты художников из очень разных территорий – от Архангельска и Владикавказа до Владивостока. Они не являются выборкой лучших, они скорее говорят о стратегиях и направлениях мысли художников, о темах, которые сегодня волнуют людей в  регионах. К дополнение к этим проектам, эксперты Симпозиума NEMOSKVA будут отбирать новые во время ревю идей в городах-остановках нашего маршрута. Мы приглашаем всех художников в городах следить за нашими ревю идей.  

Как вам удалось привлечь такое большое количество экспертов из культурной сферы? Как вы думаете, что их заинтересовало в современном российском искусстве?

Прежде всего мы приглашали в проект NEMOSKVA специалистов, имеющих опыт соприкосновения с Россией – тех, кто работал с российскими художниками или выражал интерес к этому. Большим ресурсом для нас стала Всемирная биеннальная ассоциация, где я активно работаю, и хорошо знаю, какие грядут серьезные биеннальные события в мире, кто их будет курировать. Вместе с нами едут кураторы, работающие с большими международными биеннальными проектами в Швеции, Германии, Шанхае, Гонконге, европейской биеннале Manifesta. И привлекает их в современном российском искусстве как раз-таки выход за рамки привычной географии, открытие новых горизонтов, практик бытования современного искусства. Мы едем с главным вопросам к самим себе: «где сейчас?», «в чем современность этой территории». Результатом симпозиума должны стать ответы на эти не самые простые вопросы.

Автор интервью:

Альбина Кудрякова