Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
56 актуальных событий

Интервью Дарьи Камышниковой о молодом искусстве и «Свободных мастерских»

В ММОМА на Гоголевском бульваре завершилась выставка  студентов и выпускников «Свободные мастерские» «Мастерская 20’18: Системы тайных знаков». Мы пообщались с куратором проекта  – Дарьей Камышниковой – художником и руководителем Школы современного искусства «Свободные мастерские» о том, кто может стать художником и о трудностях молодого искусства. 

Каковы основные принципы обучения в школе современного искусства «Свободные мастерские»?

Наша программа разрабатывалась для того, чтобы помочь профессиональным художникам научиться новым художественным стратегиям, адаптироваться в актуальной художественной среде. Со временем к нам стали приходить выпускники и студенты старших курсов художественных ВУЗов. В программе обучения нет практических занятий. Это очень интенсивная теоретическая подготовка, продуманная таким образом, чтобы слушатели могли уже в процессе обучения включиться в актуальный художественный процесс.

Каждый ли может стать художником или куратором, на ваш взгляд?

Конечно же нет! И то и другое — творческие профессии, для которых нужна, как минимум, врождённая склонность. А доставшаяся нам культурная эпоха требует от каждого участника художественного процесса ещё и достаточно глубоких знаний по истории и философии культуры.

Дарья Камышникова

С какими трудностями сталкивается современное молодое искусство в России?

Да ровно с теми же, что и во всём мире. В первую очередь – это проблемы творческие. Поиск себя, своего языка, страх ошибиться, робость от встречи со зрителем. Эти проблемы куда серьёзнее, чем недостаток целевого финансирования, малое количество специализированных программ поддержки (хотя за последние годы их число и выросло на порядок), отсутствие нормальной критики…

Что вы считаете успехом для художника?

Глобально, для всех, кто работает в современном искусстве, есть только один критерий успеха — попасть в Историю искусства. Но это такая сверхзадача, о выполнении которой мы не узнаем, даже если всё удалось. Есть масса критериев успеха художника — коммерческий успех, выставляемость, приобретаемость музеями и многое другое. Для меня ещё очень важно видеть, как художник развивается, наблюдать за тем как его личные переживания и размышления трансформируются в художественное высказывание. 

Художник живёт не в вакууме и его волнуют те же проблемы, что и нас всех, только он способен пластически их переосмыслить. Вот совпадение интересов художника с тем, что в данный момент наиболее остро беспокоит социум, тоже важный критерий успешности.

Насколько коммуникация со зрителем важна для молодого художника, куратора?

Вы когда-нибудь видели как хранятся произведения искусства? На больших стеллажах, упакованные, по несколько объектов на полках или в закрытых выдвижных полках, переложенные папиросной бумагой… Только взаимодействуя со зрителем, вернее воздействуя на зрителя произведение становится собой. А уж фигура куратора, одна из функций которого, создание условий для наиболее эффективной коммуникации зрителя и произведения, в отсутствии зрителя просто становится бессмысленной!

До 2 сентября в ММОМА проходит выставка студентов и выпускников Свободных мастерских. Расскажите, какие тенденции можно отметить во взглядах художников и кураторов на данный момент?

Это уже 18-я “Мастерская” над которой я работаю и, вот уже больше десяти лет курирую программу поддержки молодого искусства ММОМА. За эти года произошла очень заметная смена тенденций. Если в 00-х и в начале 10-х молодое искусство было провокационным, активным, немного агрессивным, то сейчас есть ощущение, что время остановилось и возобновит своё движение только после того, как каждый медленно и бережно оглянется осознает и восстановит все пробелы в личной истории, истории своей семьи, страны, цивилизации, вселенной. Даже в лёгких ироничных работах ощущается налёт грусти.

Причём эта тенденция просматривается у большинства Европейских и, особенно Северо-Европейских молодых авторов. Совсем недавно мы обсуждали этот аспект со скандинавскими коллегами и пришли к выводу, что эти явления имеют вненациональный характер.

Какая идея лежит в основе выставки «Мастерская 20’18: Системы тайных знаков»?

В чётные годы, в которые проводится Московская международная биеннале молодого искусства мы не объявляем открытый приём заявок на «Мастерскую», чтобы молодые художники направили всю свою энергию на участие в биеннальных проектах. Так что «Мастерская 20’18: Системы тайных знаков» — выставка с заданными условиями. В ней участвуют выпускники Школы современного искусства 2017/18 учебного года и три (не больше ни меньше) выпускника прошлых лет. 

Мне показалось, что тема шифров и кодов, пронизывающих нашу жизнь будет созвучна тому, что интересует молодых художников и позволит им раскрыть наиболее сильные свои стороны.

Автор интервью:
Альбина Кудрякова
Фотограф:
Иван Новиков-Двинский