Московский музей современного искусства совместно с галереей «Триумф» представляют проект Наташи Тимофеевой и Александра Минченко «Без названия: Гоголевский, 10», созданный в жанре «сайт-специфик». Выставка проходит в рамках программы поддержки молодого искусства ММОМА и проекта «Молодые львы». Мы взяли интервью у художников, затронули тему о том, что нужно знать посетителю выставки современного искусства.
Расскажите подробнее о жанре «сайт-специфик»?
Сайт-специфик – это работа, в первую очередь, с пространством, его аутентикой. Создается своя, ни с чем несравнимая среда, в которой содержание становится неотделимой его частью. Как правило, это инсталляция, задействующая архитектурные, социо-политические контексты, диалог с местом и людьми. Тесно связана с минималистичным (хотя далеко не всегда) высказыванием, звуковыми экспериментами, исследованием пространственных представлений и индивидуальных восприятий. То есть трудно представить сайт-специфик инсталляцию в групповой выставке (но мы пытаемся сломать этот стереотип). Я люблю работать с таким форматом, так как всегда есть элемент непредсказуемости и часто первоначальный визуальный образ трансформируется в зависимости от условий и места реализации проекта.
Моей первой большой работой в этом направлении стала «Без названия», где мы выстраивали колонны из строительной зеленой сетки, повторяющие основную структуру галереи Электрозавод. Соотнесение повсеместно используемого и ставшего назойливым материала соединилось с основным архитектурным элементом – колонной и на контрасте подчеркнуло строгую заводскую монументальность легкой прозрачной и очень хрупкой сеткой (высота потолков была 8 м., что добавляло особый эффект). Потом эту работу мы попытались восстановить на выставке «Ура! Скульптура!» и не получилось того состояния – влияло абсолютно все, от соседних работ, до не хватки пространства. Из чего я поняла, что все попытки повторить и отделить вещь от места не приводят ни к чему хорошему и делать так больше нельзя.
Без названия» — 2014 г. Галерея Электрозавод. Общий вид инсталляции. Куратор – Дима Филиппов. Фото – Влад Шатило.
В проекте «Когда мы стали друг другом» (последняя молодежная биеннале) мы выстраивали особую теневую графику, с помощью оптических средств – кинотеатр ДК «Трехгорка» обращал внимание на главную свою особенность – зрительский зал.
В проекте для Музея современного искусства, мы так же работаем с особенностями выставочных залов и с очень индивидуальной архитектурной палитрой. Архитектоника залов трансформируется в звук, Саша проработал углы, резонанс и частоты, инсталляция буквально имеет свой голос и звучание. Маркировка флуоресцентной краской основных элементов здания позволяет сконцентрироваться и обратить внимание на характер и специфику залов, трансформируя их в полуприватную зону клубного чиллаута и эстетики храмовой постройки.
«Когда мы стали друг другом», 2016 г. ДК «Трехгорка». Куратор: Саша Бурханова и Катя Ковалева. В рамках параллельной программы V Московской международной биеннале молодого искусства. Общий вид. Фото – Александр Минченко.
Как Вам пришла идея актуализировать архитектуру здания музея?
Ну, лично мне это было очевидным: я всегда обращала внимание эти углы, своды и ниши и когда галерея Триумф предложила сделать проект в этом пространстве, вопросов не возникало. Он тесно связан с нашими впечатлениями от градостроительной политики города, от бесконечного и ставшего привычным тротуарно-плиточного благоустройства, реконструкции и сноса домов Старой Москвы, в конечном счете, реновации. Город стал декорацией, с тяжелой, приносящей неудобства бутафорией. Здание Музея на Гоголевском – квинтэссенция исторического центра привлекает своей архитектурой и вызывает переживание за его целостность. Прежняя статусность и элитарность сменилась хрупкими и очень нестабильными состояниями.
Идеальным местом для выставочной и галерейной практики принято считать white cube, максимально удобный и понятный для показа художественных работ. Выставочные залы, располагающиеся в бывшей усадьбе Нарышкиных, состоят из арочных сводов и многочисленных ниш, выступая, на первый взгляд, неудобным изъяном, они формируют свою ни с чем несравнимую атмосферу. Отсутствие дневного света добавляет интимной сакральности и уютной темноты. Проект представляет собой аудиовизуальный ландшафт, основанный на архитектурных элементах здания, потерявших функциональность в наши дни, и звуковой интерпретации нестабильных пространств. Временные, почти эфемерные, их функции размыты и нивелированы, они образуют свою, многоуровневую среду, рискующую оказаться воспоминаниями на архивных фотографиях.
«Без названия: Гоголевский, 10». При участии Александра Минченко. 2017 г. Галерея Триумф. Куратор: Марина Бобылева. Фото – Александр Минченко
Как Вы относитесь к перекраиванию городского пространства, которое набирает обороты сегодня?
Сложно. С одной стороны город стал чище, с другой менее удобен для жизни. Снос палаток плавно перешел на пятиэтажки и дома-памятники культурного наследия (в качестве примера можно привезти ДК им. Серафимовича) город расширился и стал другим – появление велосипедных дорожек, запуск МЦК, безусловно, одно из плюсов. Новая Москва – мы делали там проект этим летом «День взятия Бастилии» (где в ироничной форме говорили о до сих пор живой юбилейной традиции, о столетии событий 1917 г. и многочисленных выставках, ставших обязательной частью уходящего года) – ассоциируется с гетто для определенной прослойки людей — ипотечников, где, не смотря на замкадовые просторы, сложно припарковать машину, погулять с собакой и найти внятный магазин.
День взятия Бастилии. Новая Москва. 2017 г. Инициатива совместно с Викой Малковой. Всего было реализовано около 4 дрейфов. Фото – Влад Чиженков.
В третьем зале представлена анимация, основанная на техническом плане музея. Редуцированный до графических линий, он становится подобием простого универсума, базовой основой, крайне пластичной и восприимчивой под действием градостроительного оркестра. Мы предлагаем апокалиптический сценарий настоящего будущего Музея: сегодня публичная, открытая для диалога платформа, завтра – полуприватное, частное пространство, с нестабильным статусом и перспективами. Представленный план трансформируется в квартиру хрущевского типа, часть из которых попали в программу реновации.
«Без названия: Гоголевский, 10». При участии Александра Минченко. 2017 г. Галерея Триумф. Куратор: Марина Бобылева. Фото – Александр Минченко
Что послужило источником для создания многоканальной звуковой скульптуры?
Звуковая часть стала логическим продолжением работы с архитектурой представленных залов. Я пригласила Сашу в проект написать звук, дополняющий и максимально раскрывающий нестабильные вибрации временных состояний. Эмоционально переживаемых, всегда бесконтрольных. Многоканальная звуковая скульптура – неотъемлемая часть общей инсталляции и основана на резонансе частот, снятых непосредственно в выставочном пространстве. Она также сайт-специфична, так как становится неотъемлемой частью инсталляции. Звуковая скульптура обладает видимой осязаемостью непосредственно в присутствии зрителя, она неотделима и практически невозможна в передаче посредством носителя. Существует только тогда, когда есть взаимодействие, в нашем случае с выделенными элементами зала, сводами и нишами, которые буквально трансформируются из одного медиума в другой – архитектурный каркас становится воздушным, музыкально обволакивающим эфиром.
Как занятия в Школе современного искусства «Свободные мастерские» повлияли на Ваши работы?
«Свободные мастерские» были школой, в которой я интегрировалась в тусовку и стала делать одни из первых своих работ. Любила посещать теоретические курсы Веры Дмитриевны Дажиной по искусству XX века и Андрея Григорьевича Великанова по философии искусства. Школа дает хорошие возможности и выставочные перспективы: любой начинающий художник приходит в такого рода учебные заведения познакомиться и найти единомышленников, а так же с желанием участвовать в выставках. Насколько повлияла, мне трудно сказать, но то, что заложила основу – это определенно. Я до сих пор общаюсь с большей частью своих одногруппников, и это является значимой ценностью для меня.
«Без названия: Гоголевский, 10». При участии Александра Минченко. 2017 г. Галерея Триумф. Куратор: Марина Бобылева. Фото – Александр Минченко
Как Вы думаете, должен ли зритель быть знаком с «матчастью», чтобы воспринимать совриск?
Конечно, определенная подготовка помогает более комфортному восприятию, но она может ограничиваться общегуманитарными знаниями. Дистанцию увеличивает текст с использованием специальных терминов, написанный сложным наукообразным стилем, часто перегруженный, он способен вызывать непонимание и отторжение от всего проекта в целом. В результате чего зритель равно художник. Мне кажется, что важен более открытый и демократичный подход, диалог со зрителем, но не в коей мере не подстраиваться под него. Поймет – хорошо, не поймет – значит и не надо))
Проводя время на выставке, мы обратили внимание, что посетители, их довольно много, с непониманием реагируют на минималистичные высказывания, они не приучены к самостоятельным интерпретациям и просто визуальному восприятию. Личный комментарий и текст выступают своего рода костылями, которые ждут и к ним привыкли. Это не совсем правильно и в некоторой степени даже губительно, так как получается диктат воли художника и текста рамируют возможности проекта, лишая его автономии.
Отсутствие внятной критической мысли в современном искусстве определяет способ обращения с его образами. Частые отсылки к философским традициям без конкретного анализа работ не стоят ровным счетом ничего, так как не в состоянии дать сколько-нибудь объективную оценку ее плюсов и минусов, что приводит к авторитарному авторскому диктату. Наличие текстов – описаний, в лучшем случае отсылки на исторический художественный бэкграунд выступают таким устоявшимся этическим моментом для проекта и зритель, не знакомый с ним, выпадает из дискурсивного поля, так как выстраиваемую дистанцию преодолеть часто невозможно, да и нет желания. По факту получается, что современное искусство – вещь в себе, герметичная, непластичная и закрытая. Этакое масонское ложе)
Как преодолеть эту дистанцию и избавиться от этих барьеров? Я и не знаю, да и нужно ли это?)
«Без названия: Гоголевский, 10». При участии Александра Минченко. 2017 г. Галерея Триумф. Куратор: Марина Бобылева. Фото – Александр Минченко
Можете ли Вы описать творческий процесс, рождение идеи, её воплощение?
Иногда мне кажется, что вся наша жизнь – один большой сложный, с бесконечными ошибками процесс. Мы общаемся, влюбляемся, ссоримся, болеем… Часто не хватает сил, да и элементарных языковых возможностей, чтобы передать и поделиться чувствами, обратить внимание на проблему и попросить о помощи. Современность определила за нас многие вещи, это нам кажется, что есть выбор и мы можем повлиять на него, на самом деле, это иллюзия и обман. И вот эти периоды прозрений нужно ценить, потому что они становятся определяющими твоих практик. Все остальное, это всего лишь следствие – мы можем инспирироваться чем угодно, но без внутреннего надлома все равно ничего не произойдет. Достигнув эмоционального дна, открывается понимание, как сделать работу, и, кстати, чем больше иронии, тем сложнее и серьезнее посыл.
«Без названия: Гоголевский, 10». При участии Александра Минченко. 2017 г. Галерея Триумф. Куратор: Марина Бобылева. Фото – Александр Минченко
Когда возникает идея материализации собственных впечатлений, важно не залипнуть в пошлый повтор. Понятно, что все уже сделано, но вот кем и когда, при каком контексте – все имеет значение. Я делаю ресерч, после которого происходит либо развитие проекта, либо его отказ. Определяющим является наличие возможностей, как финансовых, так и технологических. И они ограничены, как правило. Что я хочу сказать, очень давно хочу сделать паблик скульптуру, представляющую из себя больших размеров контактную линзу из стекла, сквозь которую вся окружающая среда будет искажаться и преломляться под определенным углом. Любой человек, испытывающий проблемы со зрением, поймет мою мысль. Сюда же видение и проблема личных интерпретации и так далее, минимум красивая и многоуровневая вещь, но сделать это нереально в виду технологических ограничений. То есть получается, что возможности определяют наши действия.
Касательно нашей инсталляции были сложности с объектами, повторяющими структуру музейных залов. Получился только один моллированный объект, простой и чистый по форме, в желании отделить от места неотделимый, выступающий попыткой зафиксировать временное и нестабильное пространство.
Выставка продлится до 8 января 2018 года.
Файлы, подготовленные для бинаурального прослушивания, расположены на странице проекта: http://g5-54.com/untitled
Автор интервью:
Альбина Кудрякова