Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
56 актуальных событий

Интервью с Софьей Пахаревой о музейной работе и преемственности поколений

Софья Пахарева, директор музея «Семья», куратор выставки «Преемственность поколений. Наследие АЗЛК» рассказала нам о музейной работе и преемственности поколений. 

— Когда возникла идея создания в Москве музея «Семья»?

В 2015 году мы с командой дизайнеров и архитекторов создавали проект парка семейного отдыха для одного из городов в Московской области. Центром этого парка мы предложили сделать небольшой этнографический музей о семейных традициях разных народов России. Проект не состоялся по ряду причин, не связанных с работой нашей команды, а идею мы дальше развили. Уже к концу года полностью сформировали содержание музея и принципы его работы. Надо сказать, что из музея проект перерос во Всероссийскую Культурно-просветительскую программу музей «Семья», то есть мы поняли, что не хотим ограничивать себя стенами какого-то определённого пространства, а хотим работать в разных направлениях, участвовать в мероприятиях по теме, создавать отдельные проекты в городах, ну и конечно строить музей «Семья» с постоянной экспозицией.

— А вы изучали аналоги музеев с подобной тематикой в мире или в регионах России? Они вообще существуют?

Музея о семье в том виде, в котором мы его хотим представить в мире, нет. В России есть некоторые музеи, которые основаны на каких-то отдельно взятых темах и сделаны они энтузиастами. Надо отметить, что это смелые попытки отразить культурные особенности своего региона, но глобально музея об институте семьи нет ни в одной стране. Зато в мире существует много других интересных музеев нематериальной культуры о других социальных явлениях, опыт которых нам интересен, и мы его изучали.

— Это частная культурная институция или предполагается какая-то поддержка государства?

Да, музей-частная инициатива, но мы за прошедшее время заручились поддержкой разных органов власти и надеемся на государственно-частное партнерство, потому как тема во многом должна быть сформирована государственной социально-культурной политикой. Да и «фарватер», надо заметить, сейчас в этой сфере выбран на динамику.

— Первая выставка, соорганизатором которой стал музей «Семья», посвящена преемственности поколений, фактически это всё про семейные трудовые династии. Почему местом проведения проекта стал именно технополис «Москва»?

Мы давно и успешно сотрудничаем с технополисом «Москва». Когда они при реконструкции здания обнаружили архив, то пригласили нас в числе других экспертов посмотреть его. Мы со своей стороны увидели в этом уникальную глубину социальной жизни завода с его трудовыми династиями и полной социальной обеспеченностью. В Политехническом музее, в свою очередь, отметили, что архив уникален и его надо исследовать основательно. Так и решили, что архив официально будет передан Политеху, а технополис «Москва» совместно с музеем «Семья» организует выставку, для того чтобы показать эти вещи интересующийся публике и еще раз почтить память о великом гиганте автомобильной промышлености.

— Работая над выставкой, вы подробно изучали чудом уцелевшие архивы АЗЛК. Что интересного удалось спасти и что станет с архивом после окончания работы экспозиции в Технополисе «Москва»?

Архив уникален хотя бы тем, что он дает возможность погрузится в жизнь завода, окунуться в то время, когда там гудели станки, строили планы на будущее, стараясь опередить время и превозмочь свои возможности, когда кипела жизнь, обычная человеческая жизнь автозаводцев. Мы привыкли воспринимать завод, как часть промышлености, экономики, но этот архив показал, что жизнь и развитие завода, качество продукции, опережение планов являлось результатом правильной социальной политики – обеспечение счастливой жизни автозаводцев.

— Как связано пространство Технополиса «Москва» с историей АЗЛК?

Технополис «Москва» через пропасть забвения некоторых лет стал приемником завода. Территория сложная, воссоздавать ее снова — непростая задача. Надо отметить, что здесь силами умного и стратегически верного управления Технополиса «Москва» не выросли многоквартирные дома, не создалось очередное арт-пространство или бизнес центр, а создаётся порой сложная, но эффективная высокотехнологическая производственная площадка для инновационных компаний. В этом и есть наследие АЗЛК.

— Как исследовалась социальная ответственность завода и промышленных предприятий в целом в рамках выставки?

На заводе с момента его основания выпускалась ежедневная заводская газета. Она является ярким отражением социальной жизни завода. В обнаруженном архиве были газетные подшивки за разные года. Вот тут-то мы и окунулись в каждодневную, но отнюдь не обыденную жизнь. Здесь были и участие автозаводцев в спортивных соревнованиях, театральных постановках, строительство жилья и детских садов, проблемы детских площадок, походы, коммунистические стройки, участие в Олимпиаде и фестивалях, статьи о семейных подрядах, о санаториях на Черном море и многое, многое другое.

— Как разные поколения реагировали на выставку? Сами работники завода?

Люди приходили разных возрастов. Бывшие работники АЗЛК, их дети и внуки, просто молодежь и даже школьные группы. Реагировали по-разному. Удивлялись, когда узнавали, что ради сбора претензий по качеству, заводом был организован автокласс-автобус, оснащенный как мобильная станция технического обслуживания. Это автокласс ездил по разным странам, куда экспортировался «Москвич» и собирал рецензии на автомобили, продавал запчасти и осуществлял ремонт и обучение по ремонту автомобилей, а по совместительству являлся передвижной рекламой с сувенирной продукцией. Для современного поколения это кажется нереальным в прошлые советские годы. Поэтому и вызывало удивление. Также вызвало удивление популярность автомобиля «Москвич» в других странах после того, как москвичи на «Москвичах» побеждали на мировых авторалли. Нередко приходилось видеть и слезы бывших сотрудников автозавода. Они были рады, что вспомнили об их большой семье «Москвич», к которой они все по праву принадлежали, но и грустно им было, что больше нет того, что они когда-то так дружно строили. Они встречали друг друга, обнимались, пели, спорили, фотографировались, хвастались. В общем была атмосфера воссоединения членов одной семьи.

— Были ли в архивах особенные примечательные объекты, которые привлекли много внимания?

Ну, конечно, надо отметить письмо Генри Форда II, внука Генри Форда, уникальные фотографии экспериментальных автомобилей, подшивки газет.

— Выставка проходит при поддержке арт-галереи SMART и Политехнического музея. Расскажите, какой был их вклад в проект?

К участию в выставке мы пригласили автомобильный клуб «Москвич», который собирает и бережно хранит историю завода. Они предоставили нам уникальные экспонаты в части выставки об АЗЛК. Политехнический музей так же предоставил экспонаты для первой части выставки, где речь шла о дореволюционных трудовых династиях, которые приблизили нас, Россию, к автомобилестроению, и уникальные автомобили «Москвич» и «Ким» в разделе истории о заводе. Галерея Smart участвовала работами молодых художников, которые написали свои полотна под влиянием инновационного высокотехнологического современного производства Технополис «Москва». Художественная культура, как лакмусовая бумажка, впитывает и отражает в своем творчестве все новшества.

— Интересно узнать о планах музея «Семья» на будущее? Где и когда планируется открытие? Что войдет в контент музея? Кто ваша аудитория?

Музей «Семья» постоянно работает, но сейчас эта работа исследовательская и аналитическая. Так же мы участвуем в федеральных мероприятиях. В следующем году у музея появятся два очень интересных коммерческих проекта, о которых сейчас еще преждевременно говорить. Но они будут относиться к традиции семейного застолья и созданию своего родового древа. Также обсуждается сотрудничество с некоторыми городами на предмет строительства уникальных архитектурных проектов детских площадок.