Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
56 актуальных событий

Интервью с Натальей Капчук

Автор художественного проекта под названием «The Lost Planet» и арт-амбассадор Общества искусств, моды и спорта при Парламенте Великобритании Наталья Капчук – частый гость на выставках мирового масштаба. Редакция встретилась с Натальей после прошедших арт-ярмарок Cosmoscow 2019 и Frieze London, чтобы поговорить о текущих тенденциях на арт-рынке и ее новой серии работ, посвященной красоте нашей планеты и экологическим проблемам.

Наталья, вы находитесь в начале творческой карьеры, но при этом уже заинтересовали аудиторию в социальных сетях своими работами и видеоблогом о современном искусстве и ярмарках, выступая как инфлюэнсер. Скажите, что важно для художника сегодня?

Во-первых, все то же, что и сто лет назад – свобода творчества, необремененная запретами и законами, и созидание окружающего мира, поиск красоты или, наоборот, несовершенства. Статус художника со временем не меняется, как и его роль. По-прежнему мы выступаем художественным «рупором» общественных тенденций и событий, обнажая острые внутренние проблемы. Важно держать руку на пульсе. В наши дни возросла конкуренция среди художников, усилилась борьба за внимание аудитории, коллекционеров, кураторов и галеристов. Классическими техниками уже никого не удивишь, особенно профессионалов арт-индустрии. Нельзя превзойти Леонардо да Винчи, Валентина Серова, Герхарда Рихтера, Джексона Поллока, Клода Моне, Пикассо и Сальвадора Дали в живописи. Микеланджело, Родена, Луизу Буржуа или Джакометти в скульптуре. Нужны новые материалы и техники. Поэтому важно быть на шаг впереди, изобретать и пробовать новое, экспериментировать и не бояться быть непонятым, как это делают Маурицио Каттелан в инсталляциях и арт-объектах, или Марк Брэдфорд в своих многослойных работах на грани живописи и коллажа. Его новая серия «социальных абстракций» пользуется большим интересом на персональной выставке в галерее Hauser & Wirth в Лондоне и проходит в рамках Frieze London. Во-вторых, найти свою аудиторию, тех людей, которых ваши работы затронут и вдохновят на положительные действия. В моей работе для меня важны все эти аспекты: свобода в путешествиях, чтобы открывать новые места и красоту природы; свобода самовыражения, чтобы не ограничивать себя в материалах и инструментах при создании инсталляций; потребность в зрителе, чтобы кто-то проникся моими идеями и поддержал их, сделал что-то для нашей планеты и любым возможным способом помог стабилизировать экологическую ситуацию. И в-третьих, я думаю что сегодня художнику не обойтись без базовых знаний в области маркетинга, брендинга, социологии, менеджмента, учета и копирайтинга. Особенно если вы независимый художник, и рядом нет людей, которые смогут помочь вести базу произведений, заниматься таможенным оформлением для транспортировки и вести переговоры с организаторами международных выставок и конкурсов. Это то, с чем вы как художник, столкнетесь сразу после того, как ваша картина будет закончена. Ведь ее надо выставить, показать коллекционерам и дилерам, представить арт-критику для рецензии, объяснив кратко ваш художественный посыл, и подготовить описание для вывоза в другую страну на фестиваль или подать на конкурс. Современный художник – больше чем просто художник.

У вас уже сформировался художественный стиль? Чем руководствуетесь при создании работ? Насколько важно следить за тенденциями?

Современное искусство подчинено определенным трендам, которые я стараюсь отслеживать, посещая мероприятия и аукционы, общаясь с кураторами, галеристами и художниками. Если хотя бы год посещать основные международные ярмарки и выставки, то можно отметить пару ключевых тенденций. Однако мода на то или иное течение, стилистику исполнения – это самое последнее, чем я руководствуюсь. Для меня важно иметь свой почерк и лицо, а бегая за трендами, его невозможно полноценно выработать, так работы могут лишь быть похожими на чьи-то. И тем не менее апроприация сейчас достаточно популярна, заложенная еще Дюшаном, сейчас в Лондоне ставшая особо актуальной из-за скандальной кражи арт-объекта Каттелана из Бленхеймского дворца (действующий золотой унитаз «Америка», 2016 год). На Frieze London целая секция «Woven» была посвящена произведениям искусства из текстиля в различных техниках плетения, начиная от красочных абстрактных работ Паситы Абад, и заканчивая новыми работами Моники Корреа, больше похожих на монохромные пейзажные гобелены. Я для себя отметила геометрические полотна Joël Andrianomearisoa, собранные из лоскутков ткани, и похожие на ожившие картины Герхарда Рихтера. Кстати, художник представляет родной Мадагаскар на 58-й биеннале в Венеции, а на Frieze его работы привезла швейцарская галерея Primae Noctis. В своих первых экспериментах я пробовала совмещать живопись и коллаж, используя вырезки из журналов. В настоящее время я работаю в технике mixed media, в основе – материал resi-crete. Я пока не нашла аналога на российском рынке. И мода тут не при чем, просто он удобен в использовании и достаточно экологичен, что для меня особо ценно. Эта художественная техника дает мне большое поле для экспериментов с природными материалами и использованием индустриальных компонентов, таких как крошка битого стекла или пластик. В одной работе я могу использовать мох, кору, песок, кораллы и бриллиантовую крошку для инкрустации, а для другой больше подойдут металлическая стружка, пластиковая крошка, обертки и полиэтиленовые пакеты, алюминиевые банки и резиновые покрышки. Сочетая эти материалы, я могу достичь нужного визуального эффекта на диске – это основа моих произведений, обычно из дерева или алюминия. Если я изображаю природную красоту определенного места или хочу подчеркнуть его ценность, в ход идут благородные природные материалы. Если произведение посвящено теме загрязнения окружающей среды и последствиям экологической катастрофы, то вы увидите на нем преобладание индустриальных материалов.

Насколько для Вас важно вдохновение? И где вы его черпаете?

В своей жизни и природе окружающего мира. Наша планета, ее красота и богатство флоры и фауны – это мой главный источник вдохновения. Я много путешествую, мне нравится искать и посещать неизведанные уголки, проводить творческие исследования. В каждом новом месте я стараюсь ощутить связь с природой, почувствовать ритм движения облаков в горах, услышать голос свободного ветра на заснеженных склонах, или ощутить ласковое прикосновение морской воды, прогуливаясь босиком по вулканическому побережью. Это невероятные впечатления. И когда в это единение с природой вторгается мусор или совершенно чуждые естественному ландшафту предметы, постройки, любые следы негативного воздействия человека, например, пожарище, поваленные для вырубки деревья, нефтяное пятно посреди океана – мне больно это видеть. Мне хочется избавить землю и морскую воду от этих последствий человеческой жизнедеятельности и промышленного роста. Поэтому я делаю инсталляции, рассказывая о красоте страны, континента, географической области или ее экологических проблемах. Я духовно проникаюсь состоянием этого места. Создавая инсталляцию «The Last Breath», иногда мне казалось, что я сама задыхаюсь в своей студии, что не хватает воздуха, собраться с мыслями и закончить работу. Я переживаю из-за этой ситуации, особенно после прочтения множества статей на BBC, The Guardian, National Geographic, CNN, NY Times, и просмотра документальных фильмов о тропических лесах Амазонии, о деятельности экоактивистов и защитников окружающей среды, таких как Раони Метуктире. Я нашла классный познавательный и аналитический ресурс от Nasa, он называется Earth Observatory, где с помощью данных спутника можно проследить изменения поверхности Земли в разных регионах, в том числе зоны вырубки леса, масштаб пожаров, и их последствий.

Серия «The Lost Planet» посвящена проблемам глобального потепления и изменению климата. Расскажите подробнее о работах и основной идее?

Мой проект – это художественная ода нашей планете. Свои произведения я создаю в виде кругов и дисков, символизирующих земной шар, как единственную верную форму космических тел. На каждом я изображаю определенный континент с экологической проблемой, явлением или природным пейзажем, отображающем красоту этого места. Произведение «The Planet Made of Gold» демонстрирует ценность нашей планеты, с акцентом на то, что природные ресурсы равны золотому стандарту, на который мы равняемся в экономике. Поэтому океан я сделала не в привычном синем цвете, а выложила сусальным золотом. Без воды нам не выжить. Исследуя проблему таяния льдов в Антарктиде из-за глобального потепления, я создала арт-объект «Antarctica». Я изучала шельфовые ледники Росса, Ларсена и Эймери, которые активно таят. На днях я прочитала, что от Эймери все же откололся огромный айсберг, размером с Санкт-Петербург, и в течение пары лет он растает в океане, что отразится на океанских течениях и количестве соли в воде, повлияет на морские экосистемы. Все взаимосвязано. Исчезновению кораллового рифа Мальдивских островов и всей прибрежной экосистемы посвящена картина «Maldives & Coral Reefs». Песок и кораллы для этой работы я привезла из своего путешествия на острова, с одного из атоллов. Эта печальная ситуация, когда погибает такая важная среда обитания множества рыб и морских животных, а помочь реально здесь и сейчас ты не можешь.

Скажите, пожалуйста, где можно увидеть Ваши произведения?

Две мои работы выставлялись в Венеции, в рамках фестиваля современного искусства ANIMA MUNDI, в секции CONSCIOUSNESS. Это произведения «Antarctica» и «Lost in Blue», которые создают прекрасную композицию между собой. Концепция фестиваля абсолютно совпадает с основной идеей моего арт-проекта «The Lost Planet». Фестиваль исследует подсознательную сущность нашей планеты, и предоставляет художникам поле для творчества на тему духа Земли. Невероятно, когда художники со всего мира собираются исследовать одну и ту же тему, это дает заряд колоссальной креативной энергии и чувства единства. Вдобавок, в этом году ANIMA MUNDI совпал с Венецианской биеннале, лозунгом которой была выбрана фраза May you live in interesting times (аналогично русскому «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»). И контраст между двумя экспозициями на фоне уникальных строений волшебной Венеции превращает территорию города в 24-часовой перформанс и иммерсивный театр. А сейчас до 25 октября пара моих работ представлена на групповой выставке London Contemporary. Там выставлены новые инсталляции «The Last Breath» и «Russian wildfires», посвященные лесным пожарам в Бразилии и России, которые в этом году повлекли особенно серьезные последствия, распространившись на большие площади.

Планируете ли Вы выставку в Москве и когда?

Сейчас я вместе со своей командой FPRBuro занимаюсь организацией первой сольной выставки в Лондоне. Для независимого художника – задача не самая простая, но вполне реализуемая. Я хочу сохранить и развить свою творческую независимость, которую есть риск потерять, играя по четким правилам арт-системы, если художественный стиль не сформировался до конца, а работы не успели стать узнаваемыми. Я вернулась в искусство 3 года назад и полноценно занимаюсь своим проектом около года. Поэтому хочу показать результат свой деятельности сама, так как я вижу экспозицию, выстроив линию диалога со зрителем. В этом я полагаюсь на свой кураторский опыт в Дубае. После Лондона я планирую выставить арт-проект в Москве, это планы уже на следующий год, на весну, если быть точнее.

В чем секрет успеха современного художника, по-Вашему?

Сложный вопрос, на мой взгляд, это комбинация из нескольких составляющих, которая может стать формулой успеха, а может и не стать. 50 на 50. Но в ней обязательно должен быть труд, как ни странно бы это не звучало. Часто люди не понимают, что это большой кропотливый труд. В арт-сообществе успешен тот, кто отдает свои силы целиком художественной деятельности, развивает свой талант, экспериментирует, выходит за рамки привычного, не боится нести свой взгляд на вещи, явления в обществе или события. Должна быть инициатива. Успешный художник, как впрочем и любой успешный человек, не сидит без дела и не ждет когда к нему с неба свалится какое-нибудь грандиозное предложение о сотрудничестве или работе, каким бы гением и талантом он не обладал. Ты всегда должен быть готов к работе, не ждать днями, неделями или годами вдохновение для одной единственной картины, которая вдруг сама по себе уйдет с молотка в Sotheby’s за несколько миллионов фунтов стерлингов. Или контракта на сотрудничество со всемирно известной галереей или каким-нибудь международным брендом. Такого не бывает. Тот же KAWS много и усиленно работал перед тем как прийти к своему успеху, казалось бы теперь он может пожинать плоды, правда он все равно продолжает создавать скульптуры, участвовать в нескольких партнерских проектах сразу и выставляться по всему миру. Нужно прийти в студию и работать, не пить кофе, глядя на холст или прохожих в парке, а сконцентрироваться на творческой деятельности. Я делаю наброски, если мне нравится какой-то материал, но я не знаю его свойства и как он может быть интегрирован в произведение, я изучаю информацию и экспериментирую с ним. С первого раза может не получится. Когда я начинала в прошлом году работать с новой структурой resi-crete, у меня ушла неделя на то, чтобы настроить баланс состава компонентов при смешивании и получить нужную мне консистенцию. И перед каждым новым объектом я снова экспериментирую с составом, чтобы получить новую текстуру. А и еще столько же времени нужно, чтобы научиться работать с инструментом: шлифовальной и полировочной машиной, например. Как видите, все серьезно.

Второй элемент в моем списке, это любовь к своему делу. Без этого невозможно творить. Нужно любить материалы, свои произведения, работу в студии, общение со зрителем и другими художниками.

Третий – это мотивация. Перед вами же стоит цель и желание создать что-то важное, необычное, красивое. Хочется выплеснуть свои эмоции и переживания, донести свои мысли вашим любимым изобразительным средством. Но не ставьте своей целью коммерцию. Да, ваше произведение, если оно не создается для музея в рамках какой-нибудь концепции, должно быть пригодным для интерьера, но это должно быть сопутствующим аспектом вашей деятельности. В противном случае, это будет вас ограничивать и нервировать.

Четвертый, я бы добавила ко всему этому ориентированность в окружающем мире. Нужно идти в ногу со временем и знать что происходит в мире и обществе. Оторванный от этого художник с малой долей вероятности сможет стать успешным на арт-сцене, только если он невероятно талантлив.

Пока это мои основные элементы для достижения успеха в мире современного искусства. Хотя у всех могут быть свои критерии как и понимание успеха, имеем ли мы в виду степень воздействия на публику, востребованность среди коллекционеров, огромный эстимейт на аукционах или очередь на выставку? Каждый художник для себя разрабатывает формулу сам. Желаю всем найти свою.

Материал предоставлен официальным пресс-офисом художника Натальи Капчук – FprBuro