Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
52 актуальных событий

«Каждый проект немного неожиданен и случаен»

Персональная выставка Алисы Смородиной в галерее Devytnadtsat

До 21 июля в галерее Devytnadtsat представлен персональный проект Алисы Смородиной — Bitten by Lilith. Художница апеллирует к социалистической фантастике и романтизму, к утопии социализма, на которых она выросла. Пытаясь их проанализировать сквозь настоящее время, она определяет люфт между идеологией прошлого и хаотичной нестыковкой настоящего. Алиса Смородина по образованию инженер вычислительных систем, является дизайнером одежды, а также много лет занимается преподавательской деятельностью. В интервью ArtTube она рассказала о том, как столь разноплановая деятельность отражается на ее художественных практиках, а также о том, чем ее очаровывает профессия художника.

Bitten by Lilith — ваша первая персональная выставка. Какие у вас в целом впечатления? Совпали ли ваши ожидания и реальность?

Алиса Смородина: Не могу сказать, что я ждала чего-то особенного. Пожалуй, было немного страшно из-за фокуса внимания. В персональном проекте не удалось бы затеряться среди других работ, надо было быть очень уверенной в том, что хочешь сказать. Но вроде все получилось.

На открытии выставки многие спрашивали про технику создания работ. Меня это тоже очень заинтересовало. В плане изображений мне все понятно — это печать на медных листах, а из чего состоит ваш необычный скульптурный объект? Что это за материал?

Алиса Смородина: Это ассамбляж из стекла, вынутого из дверцы старого шкафа, из тех, что раньше называли «горками», воска и туфель производства Югославии. Мне было важно в скульптуре использовать материалы того же периода, что и изображения, и проявить связь между плоскими работами и объемом через свойства материала. Воск, как и медь, — своего рода контейнер, оба материала обладают способностью помнить любое прикосновение, способностью, которая показалась мне очень важной в контексте моей работы с памятью и архивом.

А как появилась идея выставки Bitten by Lilith? Почему вы представили именно эти работы?

Алиса Смородина: Случайность и совпадение. Я разбирала семейный архив, экспериментировала с оцифровкой и обработкой, пока не собралась целая серия изображений, тревожных, захватывающих, которые не отпускали мое воображение несколько месяцев. Серия понравилась ребятам из галереи Devytnadtsat, и они предложили мне сделать сольный проект на их площадке.

До того как прийти в искусство, вы реализовывались в другой сфере — в сфере дизайна. Что вас сподвигло стать художником?

Алиса Смородина: Рискну сказать банальность, но главным мотивом был поиск смысла. И еще немного зависть того толка, когда смотришь на что-то и думаешь: «О! Как бы я хотела уметь так же».

По образованию вы инженер вычислительных систем. Кроме того, вы являетесь дизайнером одежды, а также много лет занимаетесь преподавательской деятельностью. Находят ли отражение столь разные профессии в ваших художественных практиках?

Алиса Смородина: Безусловно. Художник просто обязан использовать любой свой опыт. Конечно, это не значит, что с техническим образованием нужно непременно становиться медиахудожником или после художественного училища писать картины. Интереснее, когда опыт проявляется неожиданно в практике художника. Мне техническое образование помогает системно и аналитически подходить к созданию проектов, а, например, преподавательская практика отучила бояться публично рассказывать о своих работах и проводить кураторские экскурсии.

Расскажите, пожалуйста, о тех темах в искусстве, которые вы затрагиваете в своем творчестве.

Алиса Смородина: В последнее время я часто обращаюсь к системе отношений между культурным значением вещей, индивидуальной памятью и опытом, пытаюсь зафиксировать мутацию того, что называется идентичностью в постоянном взаимодействии с предметным миром.

Есть ли какой-то медиум, который вам ближе всего? Или же наоборот, — вы предпочитаете отталкиваться не от медиума, а от идеи?

Алиса Смородина: Первичность идеи или медиума зависит от проекта. Какому-то проекту предшествует большое исследование, и медиум логично вытекает из него, а следующая работа может возникнуть в виде образа, формы или комбинации материалов. Каждый следующий проект немного неожиданен и случаен. В этом, на мой взгляд, главное очарование профессии — для одного проекта ты учишься работать с силиконом, а для другого делать полевые записи и обрабатывать звук.

В прошлом году вы были резиденткой мастерских Гаража и отмечали, что очень этому рады. Вы даже писали, что «иметь мастерскую — часто недоступная привилегия для художника». А где вы сейчас работаете?

Алиса Смородина: Сейчас я работаю дома, под мастерскую выделена одна из комнат. Это, конечно, далеко не идеальный вариант — не получится сделать «шумный» или «грязный» проект, мало места для работы и хранения материалов. Но есть и свои плюсы — не надо ежедневно тратить время на путь от дома до мастерской и обратно.

Вернемся к выставке. Удалось ли пообщаться со зрителями? Какие вопросы они задавали — помимо того, как это сделано?

Алиса Смородина: На самом деле, самые разные. Кто-то действительно спрашивал про технический аспект создания работ. Многие делились своим опытом за прошедшие несколь лет. Это, пожалуй, была самая интересная и ценная часть общения на открытии — увидеть, как работы резонируют с опытом зрителей, как побуждают их открыться и что-то рассказать.

Вы были участницей, а в ряде случаев и куратором многих групповых проектов. Можете ли вы рассказать об отличиях в работе над групповой и персональной выставками?

Алиса Смородина: Логистически персональный проект мало чем отличается от группового или кураторского. Но, когда курируешь групповой проект, объем работы кратно возрастает, появляется бюрократическая нота в виде различной документации и отчетности, ведется очень интенсивная коммуникация с художниками, которым нужно помочь соблюсти дедлайны. Я после такого опыта очень долго «отхожу» и восстанавливаю силы. Сегодня для меня самым желанным вариантом было бы работать над проектом в паре с куратором, когда есть возможность с кем-то обсудить идею, услышать другое мнение и видение. У проекта есть шанс получить более сложную огранку, чем если бы над ним работал один художник.

Есть ли художники вашего поколения или моложе, за которыми вы следите, которые вам интересны?

Алиса Смородина: Мне очень нравятся фотографические проекты, так как я сама совершенно не умею работать с фотографией. С удовольствием слежу за новыми работами Кати Селезневой, Софьи Панкевич.

Расскажите, пожалуйста, о ваших ближайших проектах. Где еще скоро можно будет увидеть ваши работы?

Алиса Смородина: В самое ближайшее время я участвую в двух офф-сайт проектах: The last off-site show on the Earth at Plague Space and everywhere в Краснодаре и в событии, пока еще не имеющем официального названия, которое случится в заброшенной оранжерее конструкторского бюро имени Хруничева. Место имеет очень интересную историю экспериментов по облучению семян и растений для прорастания в космосе, а в данный момент периодически является базой отдыха для страйкболистов. Жду этого проекта с большим нетерпением.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: Наталья Меликова