Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
568 актуальных событий

Молодое искусство как открытый диалог с обществом. Интервью Натальи Фукс

На ВДНХ стартует новый сезон выставочного проекта Взлет. В нем принимают участие молодые художники с амбициозными работами. Мы пообщались с Натальей Фукс – куратором проекта, искусствоведом и специалистом по управлению в сфере культуры.

Как отбирались художники для проекта ?

Проходил открытый конкурс, который освещался пресс-службой ВДНХ. Я участвовала в отборе уже поступивших заявок. Поскольку категория “Art&Science” появилась в выставочных направлениях проекта “Взлет” впервые, и для аудитории проекта это стало чем-то совершенно новым, заявок мы получили не очень много, но очень высокого уровня. Мне хотелось представить произведения разных жанров, от интерактивных видео-инсталляций до цифровых коллажей, поэтому селекцию было сделать несложно. Пришлось ограничиться только в отношении перформанса или сложносочиненных масштабных инсталляций, которые просто не могло вместить пространство Як-42.

В чем специфика молодого искусства на ваш взгляд?

Молодые авторы, которые стали участниками выставками, как один видят искусство пространством эксперимента и не боятся задавать вопросы, вместо того, чтобы заявлять о себе в форме манифеста. В их работах виден поиск: поиск себя, поиск нового, и для меня это очень важный момент. Это широкие возможности для развития философии и трансформации визуальной культуры нового поколения. Специфика молодого искусства в том, что это искусство, еще не созревшее для категоричных утверждений, но открытое диалогу с обществом.

Наталья Фукс

Искусство и наука – это антагонисты или близкие друг к другу сферы? Может ли их союз выйти за пределы science-art?

Искусство и наука находятся в отношениях взаимовлияния уже много столетий, и я считаю эти сферы близкими в том, что касается функции исследования и феномена открытия. Ученые и современные художники, которые работают с новыми технологиями или связывают свое творчество с различными областями науки, все чаще находят общий язык и объединяются в совместные проектные группы для работы над художественно-научными исследованиями. В России пока нет практики вовлечения художников в исследовательские, экспериментальные научные процессы по инициативе ученых, но это широко распространенная практика за рубежом. Безусловно, существуют различия в процедурах – при проведении научного исследования или исследования художественного, но когда предметом изучения как ученого, так и художника, становится одна и та же сущность, важную роль в развитии научного знания может сыграть “взгляд другого”.          

Как вам кажется, наука и искусство будут идти на сближение или расходиться?

Сейчас очевидна тенденция к сближению, но мы в целом проживаем период активных фантазий о сингулярности и технологическом будущем. Этим сближение и активный интерес вполне объясняются. Но я не исключаю, что в процессе привыкания и осмысления новой технологической реальности наука и искусство станут снова отдаляться, хотя бы для того, чтобы вернуться в статус феноменологически сакрального друг для друга.

Может ли искусство быть неантропоцентричным? Роботы, расписывающие стены уже существуют, но можно ли это считать искусством?

Конечно, может. Произведения искусства, создаваемые искусственным интеллектом, в конце концов все равно создаются человеком. Именно человек задает параметры и пространство для нового языка машин, и медиа художник, конструирующий пространство для высказывания машины, работает с особенной глубиной осознания технологической эстетики. Вопрос интерпретации этого процесса зрителем более важен: на мой взгляд, пока именно зрителю сложно воспринимать дуализм машинного и человеческого в создании произведений искусства новых медиа. На вопрос “Можно ли считать произведение, созданное искусственным интеллектом, искусством?” я бы ответила однозначно: “Да, поскольку сам искусственный интеллект можно трактовать просто в качестве выразительного средства”.

 Выставки проекта Взлет проходят в этом Як-42

Как вы думаете, почему пост-гуманистическая традиция особенно ярко проявляет себя в искусстве сегодня?

Постгуманизм оформился в теории и сейчас требует более широкого осмысления. Человечество по-новому осознает мир и всю Вселенную, в том числе благодаря науке и искусству. Медиа-искусство стало той областью, в которой идеи постгуманизма комфортно адаптируются и могут транслироваться в самых разных инновационных формах. В первую очередь, это связано с глобализацией и мультикультурализмом современного общества и его прогрессивных слоев. Искусство вообще, на мой взгляд, всегда радуется новым идеологическим альтернативам, а в особенности искусство авангардное и футуристическое.

Автор интервью:
Альбина Кудрякова