Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
66 актуальных событий

«Моя музыка берет начало в Любви». Интервью с Кристиано Тиоццо

13 октября, итальянский маэстро Кристиано Тиоццо в «Классическом» зале Государственного центрального музея современной истории России сыграл необычное музыкально-художественное представление «Живи сейчас».

Вы владеете двумя степенями магистра — в физике и музыке, расскажите, как эти разносторонние сферы сочетаются в Вашей жизни и творчестве?

Я долго не мог выбрать между физикой и музыкой. И поэтому получил образование в двух этих сферах. Знание физики помогло мне сделать исследования в музыке. Так как обе эти сферы объединяют математику и интуицию. Именно интуиция позволяет  увидеть те невидимые схемы и паттерны, которые стоят за физическими законами  и музыкальными аккордами. Как в физике необходима интуиция для открытия новой формулы,  так и в музыке, необходим инстинкт,  чтобы найти гармонию мелодии и ритма.  Музыкальные аккорды и ритм  связаны с математическими и геометрическими принципами.

Я изучал, как аккорды создают  гармонию, как они связаны с геометрией и следовательно с математикой и физикой. Конечно же не было необходимости делать эти исследования, для того чтобы играть на инструменте, но мне было интересно и меня очень обогатили те знания и открытия,  которые я сделал в этой области. У меня есть друзья архитекторы, которые используют законы аккордов и их геометрию и строят здания на их основе.

Различен способ применения физики и музыки, главное, что мы  по-разному проживаем  их. Физика открывает законы жизни,  законы космоса, а музыка использует эти законы.

Как Вы выбираете музыку, которую будете играть в рамках московского концерта?

Я никогда не выбираю свою музыку, я всегда импровизирую.   Перед тем как я выхожу к роялю я должен сконцентрироваться. Я концентрируюсь внутри себя и стараюсь соединиться с той великой силой,  которая Живёт в наших сердцах,  которую зовут Любовь.  Моя музыка берет начало в этой Любви.  А когда я играю,  я постоянно нахожусь в контакте с ней. Внутри я проживаю состояние этой любви,  именно она источник, она  направляет и творит мою музыку. Я должен находиться в состоянии полного доверия ей,  держать все время эту внутреннюю концентрацию. Так музыка выражает настоящий момент, в котором мы находимся. Где каждый по своему проживает это — здесь и сейчас. И так происходит невидимый диалог между музыкой и людьми которые её слушают.

Какое впечатление на Вас произвела Москва?

Москва прекрасна! Русские люди приняли меня с открытым сердцем с большой теплотой. Я чувствую себя как дома.  Единственное о чем я сожалею, что я пока не могу говорить на русском языке.

Как Вы сформировали свой уникальный музыкальный стиль?

Я с детства любил импровизировать, запирался часами в своей комнате и играл. Я изучал разные музыкальные стили. Моей первой любовью стал джаз, а кульминацией стали импровизации Кейта Джаррета — этот полет и свобода, этот мир музыки, в котором нет ограничений, в котором возможно все. Так я стал искать возможности обрести этот полет и свободу в музыке.

Я много играл в музыкальных группах и  участвовал в различных музыкальных конкурсах. Свою первую джазовую специализацию я получил в школе музыки в Сиенне  у великолепнейших учителей, вдохновивших  меня на дальнейшее развитие. И одним из таких следующих шагов на моем музыкальном пути стал конкурс молодых исполнителей в Неаполе в 1998 году. В жюри были многие известные джазисты и музыканты и я получил признание как лучший молодой талант.

После конкурса следовала летняя специализация, курс с лучшими музыкантами, в том числе из Нью Йорка, и я не мог себе представить, что на решение стать профессиональным музыкантом меня вдохновит горячо обожаемый мной Билл Эванс, живая джазовая легенда Нью Йорка. Так меня пригласили в одну из лучших музыкальных школ мира. Закончив университет Турина, получив специализацию инженера, я полетел в Нью Йорк, в Манхэттенскую школу Музыки и был одним из двух счастливчиков, поступивших на джазовое  отделение, в тот момент было такое ограничение: всего два человека в год.

Овладев искусством джазовой импровизации у лучших преподавателей и музыкантов в мире, а именно такими они были в Манхэттенской школе музыки, я продолжил обучение классической музыке у лучшего педагога Дзиты Дзоер, которая уникальна настолько, что сама уже в шестилетнем возрасте виртуозно играла на рояле. Лучшие пианисты мира являются ее учениками. Она довела до совершенства и мою технику игры. Но мне хотелось найти себя, свой путь  и я начал учиться у Самира Чаттарджи, одного из известнейших индийских музыкантов. Я  также долго играл госпел в одной из афро — американских церквей и  лучшим признанием моего таланта музыканта было то, что прихожане Церкви с чёрной кожей принимали меня за своего,  потому что я играю как «они», они забывали, что я был единственным «белым» во время богослужений.

Это признание было одним из самых больших комплиментов мне,  как музыканту. Помимо афро-кубинской музыки в то время я также играл Гурджиева, музыку его сакральных танцев, в которой много русской музыки, народных песен, танцев, музыки кавказских народов.  Я также глубоко  изучал музыку Кометоса, попав под очарование армянской музыки и культуры.

Несмотря на любовь к каждому направлению музыки, которое я изучал и исполнял, я не мог заставить себя выбрать какое-то из них, творчески ограничить себя.  Я не чувствовал, несмотря на прекрасный опыт, своего предназначения ни в одном из этих направлений и ощущал неудовлетворенность, нехватку той самой свободы в музыке, к которой так стремился с самого начала. Так я начал экспериментировать, например, исполняя произведения Баха. В первой части играл классику так как положено, а во второй играл импровизации по музыке Баха. В этот период я мог часами импровизировать, я играл все, что чувствовал, я выражал себя через музыку и начал понимать, что за этой музыкой стоят не мои эмоции и состояния, а гораздо большее, что это связано с людьми, которые меня окружают, с обстоятельствами. И вскоре эти ощущения стали подтверждаться самыми разными случаями. Так, однажды, играя для моего друга из Швейцарии импровизацию я заметил, что музыкальная история о нем, которой по сути являлась моя импровизация, начала включать в себя арабские мотивы. Я не понимал откуда берутся эти восточные мелодии, которые приходили ко мне во время исполнения, ведь у моего друга не было, по моему глубокому убеждению, ничего общего с ними. Закончив играть, я извинился такому неожиданному появлению арабских мелодий, которые совсем не про него. Тут пришла его очередь удивить меня рассказом, что его мама и все мамина семья — родом с Востока и все эти мотивы в его крови. Это ещё раз заставило меня задуматься о том, что на то, какой является моя музыка, влияет,  кто является её слушателем.

Что есть невидимая связь между моей музыкой и человеком, для которого я играю. Мое эклектическое образование, полностью отражалось в моих импровизациях. Мой стиль проявился сам, так как музыка рождалась внутри меня, она не принадлежала мне. Любовь, которую я проживаю во время игры, и есть источник моей музыки она направляет её.  Я всего лишь «перо», которым пишет эта Любовь.

Можно ли сравнить Ваш концерт с практикой медитации?

Смотря, что вы называете медитацией. Это слово каждый понимает по-своему. Некоторые люди называют медитацией выражение своих намерений и использование определённых техник. Но это не то, что происходит во время моего концерта. Если мы будем говорить об отсутствии какой-либо техники медитации, желание быть в настоящем моменте, состояние полной открытости, восприимчивости, когда есть желание погрузиться в себя,  в ту самую Истину, которая живёт в наших сердцах, в суть самой жизни. Я бы назвал это состоянием созерцания,  когда мы открыты к более полному восприятию. Моя музыка помогает людям прийти к такому состоянию, она как бы выводит человека за приделы его ума,  открывает ему дорогу в тот таинственный Мир, который живёт в наших сердцах.  Когда человек соединяется со своей истинной природой, он ощущает ту самую Любовь, которая стоит за всеми явлениями в жизни. И появляется возможность соединиться с этой Любовью,  пережить её, так как я проживаю её во время игры и если единение с этой Любовью вы называете Медитацией, то тогда да, мой концерт можно сравнить с практикой медитации.

Поиск себя является исцелением, к которому можно прийти через Вашу музыку?

Феномен исцеления трудно поддаётся объяснениям, а поиск себя — это путь в жизни.

Только личный опыт может вам дать ответ на этот вопрос. Опыт многих тысяч людей, каждый со своей неповторимой историей, позволяет мне говорить открыто об исцелении через мою музыку. Помимо исцеления физического, или более полного понимания своей жизненной ситуации,  или каких либо  внутренних открытий и озарений, мои слушатели делились со мной высшими состояниями своего сознания, в котором они находились во время прослушивания музыки.

Эти состояния многих приводили к более полному осознанию своей внутренней природы.

Чаще всего слушатели описывают состояние любви, невероятной внутренней свободы и полёта. Конечно же я постоянно занимаюсь изучением этого феномена. Я хотел найти ответ,  как и почему музыка оказывает такое глубокое влияние на Человека. Ведь если задуматься Человек и сегодня остаётся величайшей тайной и мы плохо представляем как происходят различные внутренние процессы. Я могу создавать музыкальный момент специально для отдельно взятого человека, вернее для какой-то специфической ситуации, в которой он находиться. Я фокусирую своё внимание на этом человеке или на группе людей и таким образом музыка связывает Любовь, которую я проживаю и слушателя.  И так появляется  шанс для того, чтобы пришло внутренне понимание, расширилось наше восприятие и произошла трансформация внутри и исцеление, как следствие.  Но все процессы очень индивидуальны и каждый проживает свой неповторимый опыт.

Как происходит процесс импровизации? 

Очень важно на чем я концентрируюсь  во время игры. Я осознал, что  важно фокусироваться не на эстетической или технической стороне музыки, а держать концентрацию внутри себя. Все гениальнейшие музыкальные произведения человечества были созданы композиторами и музыкантами в момент определенных состояний, часто потрясений, когда обстоятельства заставляли их погружаться  глубоко в себя, в то самое состояние сознания, недоступное в повседневной жизни. Я долго искал способ, как достигать этого состояния. Я исследовал свой внутренний мир и много времени посвятил духовным практикам. Самым ценным  открытием для меня, стало осознание того, что за всеми явлениями в нашей жизни стоит Безусловная Любовь. Сложно найти слова, чтобы описать её, здесь нужен личный опыт, её можно только пережить. И когда я испытал такое переживание, пришло осознание,  что именно Она и является источником моей музыки, моим вдохновением и моим путеводителем. И именно эта Любовь является той самой  силой, которая помогает людям, через музыку.

Самое главное для меня, когда я импровизирую, не стать препятствием для выражения  Любви, которую я проживаю внутри.  Полностью передаться и доверится ей  и дать возможность всем людям, которые слушают мою импровизацию ощутить тоже самое чувство Любви и Доверия.

Как, на Ваш взгляд, связана живопись и музыка?

На концерте, который прошел сейчас в Москве была выставлена икона Богородицы. Также были выставлены работы художников  Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Это уникальное мероприятие соединило Музыку и Живопись,  Современность и Историю, Божественное и земное.

Моя импровизация была посвящена именно Богородице. Когда я играю для святыни я нахожусь в состоянии молитвы и медитации. А когда я играл, я ощущал Божественную любовь,  которая объединяет нас всех. Люди, которые пришли  на этот концерт,  точно также могли ощутить эту Любовь.

Как музыка, так и живопись, могут быть использованы для исследования человеческого сознания. Для тех его состояний, которые дают вдохновение и возможность творить.

Создание музыкального произведения или картины  открывают нам возможность исследовать  новые аспекты  жизни. Те,  которые  мы не встречаем в повседневности.

Для создания любого произведения искусства автору необходима концентрация на определённой тематике. Именно эта концентрация ума в определённом направлении и дает возможность проявиться определённым состояниям сознания. Как в живописи, так и в музыке изначально проявляется вдохновение — состояние тайны созидания!  А когда автор уважает эту тайну,  не пытается анализировать её, не подавляет то состояние,  в котором он находится и остается открытым в своей искренности созидания он способен творить.

Именно это состояние вдохновения и является общим в любом процессе творения. И когда композитор  пишет музыкальное произведение и, когда художник рисует свою картину, самое главное это Вдохновение!

Соединяясь, живопись и музыка отражают реальность в её различных аспектах.

Живопись отражает движение в статике, а музыка продлевает миг во времени.

Несмотря на радикальные отличия Между живописью и музыкой они едины в своём источнике.

Автор интервью:
Альбина Кудрякова