Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
56 актуальных событий

Мы хотим услышать их голос

Куратор Анна Фатьянова о проекте «18+/− добровольный самоконтроль»

В это воскресенье в Музее Москвы состоялся финисаж выставки «18+/− добровольный самоконтроль», посвященной поколению пост-миллениалов. На предпоказе 20 августа было строгое ограничение по возрасту, впускались лишь те, кому от 16 до 23 лет. Посетителям было предложено записать на аудионоситель свои мнения и комментарии, получившийся аудиогид стал частью выставки. Куратор проекта Анна Фатьянова в интервью ArtTube говорит, что одна из задач выставки заключается в том, чтобы дать молодым людям возможность высказаться, услышать их мнение о проблеме взросления и выбора в эпоху, когда этот выбор становится практически безграничным.

Анна, расскажите, пожалуйста, почему вы решили обратиться именно к молодежи?

Анна Фатьянова: Идея выставки зародилась во время моей резиденции музее Ленбаххауз в Мюнхене. Я получила грант на разработку проекта, который должен был быть посвящен этому году, а как раз в этом году исполняется 18 тем, кто родился в 2000 году. Это первое поколение совершеннолетних в нынешнем тысячелетии. Пост-миллениалы, их еще называют поколение Z и iПоколение, очень отличаются от предыдущих и даже от миллениалов, к которым отношусь я и большинство художников выставки. Это первое поколение буквально выросшее в интернете, с самого детства получавшее неограниченный доступ к информации, свободно и самостоятельно выбирая свой путь. Нам интересен феномен свободы выбора, который наиболее релевантен именно для молодежи нового поколения. Этот вопрос очень неоднозначный: например, интернет позволяет многое, дает ту свободу, о которой прежде невозможно было и мечтать, но одновременно все эти компьютерные алгоритмы, навязчивая контент-реклама ограничивают доступ к информации. И если говорить в целом, выбор с философской, социологической и др. перспектив — как известно, всегда чем либо обусловлен. На пороге во взрослую жизнь пост-миллениалы впервые столкнутся с рядом непростых задач, требующих срочного решения: куда поступить, кем стать и многое другое. Нам интересно обсудить это с молодыми посетителями выставки и узнать на сколько свободными ощущают они себя в этом пространстве безграничного выбора.

То есть проблема свободы выбора является центральной темой выставки?

А.Ф.: Да, так и есть. Мне бы очень хотелось, чтобы, придя на выставку, зритель задумался о самом процессе принятия решения, о том, как и зачем мы совершаем выбор и насколько мы свободны в этом вопросе. Особенно применительно к молодому зрителю, перед которым открыты все двери. Я очень рада, что мы делаем эту выставку именно в Музее Москвы, в музее репрезентирующим мегаполис с неисчерпаемым выбором и неуловимым потоком информации. Это живой музей, активно разрабатывающий диалог со зрителем разных поколений. Поэтому для молодежи это будет идеальное место встречи с современным искусством!

Выставка называется «18+/− добровольный самоконтроль». Речь идет о добровольном самоограничении в условиях, когда выбор неограничен?

А.Ф.: Да, это одна из интерпретаций этого названия. В немецком языке так называется ограничение по возрасту, возрастной ценз — «Freiwillige Selbstkontrolle». Помимо этого в названии заложено еще несколько скрытых смыслов, уловить которые можно без особого труда, но говорить мы о них не будем, так как в этом и есть суть проекта. Если вы заметили, на выставке присутствует ощущение недосказанности — мы действительно не раскрываем все карты и как бы самоцензурируем себя. Те, кому действительно интересно, догадаются, о чем идет речь.

В выставке участвуют как российские, так и зарубежные художники, все они разных возрастов. По какому принципу вы отбирали участников проекта?

А.Ф.: В данной выставке почти всем художникам плюс минус 30-35 лет, как собственно и мне. Возраст художников не был критерием. Мы хотели привлечь молодую аудиторию и узнать, что представляют из себя постмиллениалы, но так как мы — не они, говорить на одном языке нам сложно, поэтому цель — выйти друг с другом на связь, поделившись нашим виденьем мира и заодно узнать, в чем сходство и различия между двумя поколениями. Все работы на выставке так или иначе связаны с процессом принятия решения и выбором в бесконечном информационном потоке. Например, арт-дуэт ЕлиКука представил веселую интерактивную инсталляцию-лабиринт, где можно трогать объекты, заходить во все двери, менять предметы местами. Зритель включается в творческий процесс, все двери перед ним открыты, но что со всем этим делать и на сколько мы действительно влияем на ход вещей — остается загадкой. В выставке участвуют два иностранных художника: Франц Ваннер из Германии и Давид Цендер из Швейцарии. С Францем я познакомилась в Мюнхене как раз во время работы в музее Ленбаххауз. Его видеоработа «Общественная пустота» посвящена потреблению информации в интернете, проблеме доступа к ней и ее воздействию на пользователя. Давид Цендер создал видеоколлаж из найденного в интернете рекламного материала и задается вопросом о переизбытке дешевой продукции в капиталистическом мире, под влиянием которой трансформируется наше эстетическое мировосприятие. На выставке также представлены красочные работы Марии Сафроновой из серии «Игра общего вида» на тему взросления и усваивания общественных моделей поведения, в том числе навыков принятия «правильных решений». Анна Толкачева в формате VR-компьютерной игры предлагает зрителям проявить активность, и пока выбор не будет сделан за него автоматически, успеть ответить на множество навязчивых вопросов. И, наконец, Алина Глазун и ее инсталляция напоминающая сцену из выпускного или школьной дискотеки, где на пороге во взрослую жизнь мы оказываемся перед важным выбором, который при ближайшем рассмотрении — всего лишь жвачка.

На предпоказе, который проходил 20 августа, было строгое ограничение по возрасту. Допускались только молодые люди от 16 до 22-23 лет. Не почувствовали ли себя обделенными люди иных возрастных категорий?

А.Ф.: Нет-нет! Первое открытие 20 августа ограничивалось строго по возрасту специально, чтобы записать аудиогид, а не отсечь кого-либо. Этот аудиогид с комментариями молодых посетителей также стал частью проекта. А 22 августа выставка открылась для всех, и никаких ограничений по возрасту уже не было. Идея как раз в том, чтобы создать благоприятную среду для диалога между поколениями. Так что этот проект должен быть интересен людям всех возрастов.

Как проходила запись аудиогида? Вы заранее проводили какой-то инструктаж с ребятами?

А.Ф.: Ребята никак не были нами подготовлены. Задача была их услышать, узнать их мнение, пообщаться, и не в коем случае ничего от них не требовать. Они могли говорить, все что им придет в голову. Мы были готовы к любым отзывам, в том числе критике. Цель этого аудиогида — дать право голоса новому поколению и уже не важно, что именно они говорят, сколько сам факт того, что они здесь и мы их слышим. Комментарии зафиксированы на аудионосителе, который теперь доступен всем посетителям в качестве аудиогида. Прослушав его, возможно, мы сможем лучше понять, что представляет из себя это поколение, чем отличается оно от предыдущего, а в чем мы похожи, и конечно узнать их отношение к современному искусству. Очень хотелось создать диалог между молодежью и художниками. На предпоказе ребята имели возможность пообщаться с участниками выставки, задать им все интересующие вопросы. Интересно было всем — и молодым и старшим.

А где вы искали ребят для записи аудиогида?

А.Ф.: Агитировали знакомых, распространяли информацию по разным социальным сетям, в Инстаграме, на Фейсбуке. Порадовало, что многие отреагировали. То есть со стороны ребят был большой интерес. Мне кажется, молодым людям было приятно, что проект посвящен им, таким, какие они есть, безо всяких ожиданий и требований.

Это ваш первый проект, связанный с молодежью или вы уже делали нечто подобное раньше?

А.Ф.: Мое образование связано с социальными науками, в том числе с социологией и антропологией, поэтому мне приходилось работать с разными категориями населения, в том числе, молодежью. Эта тема мне действительно близка, но диалог с молодежью в контексте современного искусства, это первый подобный опыт. Хотелось бы продолжить исследовать тему и дальше. У меня уже есть некоторые идеи на этот счет.

Выставка закрывается перформансом с забавным названием «Орвурм-караоке». Что это такое?

А.Ф.: «Орвурм-караоке» это интерактивный музыкальный перформанс с Алексеем Кохановым и Ксенией Бабушкиной. Орвурм (нем.Ohrwurm) в переводе на русский язык это навязчивая музыкальная мелодия, досаждающая нам в часы ожидания, моменты бездействия. Художники предлагают всем желающим поделиться такими навязчивыми музыкальными мелодиями, отрывками не дающих нам покоя песен и пропеть их вместе в караоке. В рамках перформанса мы приглашаем молодых зрителей к активному участию и предоставляем им право голоса в формате караоке. Это такое небольшое антропологическое исследование — ведь наверняка мелодии, звучащие в головах у постмилоенилов, будут отличатся от наших. Хотя выставка шла лишь месяц, мы старались дополнить ее разными интересными мероприятиями, которые тоже в какой-то степени можно назвать исследовательскими. Событийная программа была дополнена разговором с немецким художником Францем Ваннером и подробным погружением в его насыщенную многослойными смыслами видеоинсталляцию, ЕлиКука провели интерактивную экскурсию по лабиринту «Сквознячок», а встреча с Алиной Глазун плавно переросла в концерт арт-группы «Плеть», который был специально адаптирован под молодую аудиторию и формат государственного музея, пересекаясь таким образом с темой выставки и вопросами самоцензуры.

Вы говорили, что идея проекта возникла у вас, когда вы работали в Германии. Интересно, много ли общего между немецким поколением пост-миллениалов и нашим российским?

А.Ф.: Больше, чем может показаться на первый взгляд. У этого поколения есть свои особенные черты, оно самое глобализированное, мобильное и интернациональное. Нынешние восемнадцатилетние выросли в интернете и каких-то ограничений в плане национальных границ или языков все меньше и меньше. Гораздо больше общего, чем было у предыдущих поколений.

А вы не планируете сделать такой же проект в Германии?

А.Ф.: Да, это могло бы быть очень интересно. Хотя меня, в первую очередь, интересует российская молодежь, так как контраст с предыдущим поколением у нас еще ярче. Эти ребята выросли в совершенно иных социально-культурных и политических условиях. Но да, было бы интересно сделать похожий проект и за пределами России, сравнив результаты и ощущения.

Автор фото и интервью: Евгения Зубченко