Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
56 актуальных событий

«Нам нравится работать с художниками, у которых есть запал»

Самоорганизации сегодня: Настя Белая и Саша Боева о независимой галерее К320

Полгода назад в Москве в бывшем здании «Мосэнергострой» открылось выставочное пространство К320 — новая независимая культурная точка на карте Москвы. Площадка помогает художникам и кураторам реализовать их первые выставочные проекты, а также способствует развитию начинающих авторов. В интервью ArtTube организаторы K320 — художница Настя Белая, искусствовед и куратор Саша Боева — рассказали о том, какую роль сегодня играют самоорганизации, что они дают художникам и зрителям, а также о ближайших планах по развитию галереи.

Настя, расскажи, пожалуйста, как у тебя появилась идея открыть подобное пространство?

Настя Белая: Сейчас часто можно встретить выставочные пространства на заводах, в бывших офисных зданиях, в старых квартирах и в прочих не предназначенных для этого местах. Обычно их открывают художники группами или по одному, так что это не совсем моя идея, если честно. А все началось с того, что я искала пространство под свою мастерскую и нашла двухкомнатный кабинет в бывшем здании «Мосэнергострой» недалеко от станции метро Тульская. Наличие двух комнат стали для меня огромным преимуществом, так как в своей мастерской я планировала показывать свои проекты и проекты моих друзей-художников. Постепенно формат «просто мастерской» стал перерастать во что-то большее. Ко мне стали проходить знакомиться другие художники, потом я запустила open call на организацию выставок и нас стало совсем много. Пришло время писать выставочный план и запускать активную галерейную работу. Получается, что сами художники подтолкнули меня к этому и я рада, что все так получилось. За полгода мы сделали 7 групповых и персональных выставок в пространстве К320.

Почему именно artist-run-space? Чем тебе интересен такой формат?

Н.Б.: Я начала называться artist-run-space, когда люди начали меня спрашивать, как же все-таки это называется. По факту же, я нахожу художников, помогаю им реализовывать проекты, занимаюсь организацией выставок, делаю пресс-рассылки, приглашаю зрителей, веду социальные сети и еще много всего. С недавних пор, я решила больше не бегать от себя и все же назвать проект К320 галереей. Тем более теперь к моему проекту присоединилась Саша, которая полностью меня в этом поддерживает. И вместе мы сможем вести проект более структурировано и профессионально.

Что это дает тебе как художнику? Не мешает ли твоим собственным художественным практикам?

Н.Б.: Мне как художнице это дает очень много всего. Во-первых, я начала изучать арт-рынок. Во-вторых, я теперь лучше понимаю, как работают галереи. В-третьих, я просмотрела огромное количество портфолио художников и теперь могу по пунктам расписать, как точно не нужно составлять портфолио, хотя раньше у меня было очень смутное представление об этом. Когда сам встаешь на место галериста, начинаешь замечать очень много своих ошибок как художника и это бесценный опыт. Но, к сожалению, мне пришлось сделать небольшой перерыв в своей личной художественной практике, так как до недавнего времени проектом К320 занималась по большей части я одна. Сейчас планирую возобновить свою художественную деятельность, так как теперь в К320 нас двое, и я, наконец-то, могу параллельно делать свои личные проекты.

Столкнулась ли ты с какими-то трудностями в самом начале?

Н.Б.: Конечно! Можно даже сказать, что трудности не заканчиваются и, думаю, не закончатся в ближайшее время. Но я очень спокойно отношусь к трудностям, они меня не пугают и не напрягают.

Саша, расскажи немного о себе. Почему тебе было интересно присоединиться к проекту?

Саша Боева: По образованию я искусствовед и специализируюсь на теориях и практиках современного искусства, сейчас прохожу обучение в бизнес-школе RMA на факультете арт-менеджмента и галерейного бизнеса, с 2017 года занимаюсь организацией выставок, консультирую художников. С Настей мы познакомились во время учебы в институте БАЗА. Я, к сожалению, его не закончила по личным обстоятельствам, но стараюсь поддерживать связь с бывшими одногруппниками. В марте Настя позвала меня организовать первую коллективную выставку в пространстве К320, на мой взгляд, мы отлично вместе справились, а потом каждый продолжил заниматься своими проектами. И вот в июле Настя поняла, что проект К320 подрос, а выставочный план расписан на ближайшие полгода, и обратилась ко мне за помощью. Я с удовольствием согласилась, потому что мне импонируют взгляды и идеи Насти. Еще когда мы обсуждали первую коллективную выставку и отбирали для нее художников, я уже знала, что из К320 получится крутой проект, потому что он искренний, возможно, местами наивный, но очень честный.

Какие инициативы ты планируешь реализовывать здесь и уже реализовываешь?

С.Б.: Помимо активного участия в выставочном процессе я планирую развивать образовательную программу. Мне очень хочется, чтобы в К320 кроме воскресных набросков и занятий по линогравюре еще были лекции, мастер-классы для художников, например, по арт-менеджменту, истории и теории современного искусства, а также для любителей искусства, чтобы расширять горизонты и привлекать людей к покупке искусства. Для художников у меня уже готова лекционная программа, по которой, я надеюсь, мы начнем встречаться осенью.

Каким образом отбираются художники и проекты? Есть ли какие-то критерии?

С.Б.: На самом деле каких-то жестких критериев у нас нет. Хочется работать с думающими авторами, которые находятся в поиске, задают вопросы себе, искусству, обществу. Интересны художники с цельными глубокими проектами.

Н.Б.: Лично я всегда поддерживаю эксперимент, далеко не все галереи готовы выставить что-то экспериментальное, а наша площадка всегда открыта для свежих идей. Мне нравится работать с начинающими художниками, у которых есть запал пробовать разные материалы, формы, визуальные языки. Иногда сложно найти в огромном количестве заявок действительно смелые идеи, но в этом и есть суть нашей работы — «откопать клад».

Все ли из художников вам близки с точки зрения ваших собственных практик?

С.Б.: Да, конечно.

Н.Б.: Я стараюсь абстрагироваться от своей личной художественной практики, но все равно тяготею к плавучим полу-абстрактным формам и текстильным работам, пока ничего не могу с собой поделать. Это можно проследить в выставках, которые проходили в К320. Но думаю, Саша привнесет свой взгляд и обратит внимание на тех художников, которых я, возможно, не замечала. Именно в этом и есть огромный плюс нашего тандема.

Можете ли вы рассказать о каких-то знаковых, этапных проектах из тех, что уже состоялись? Или, может быть, о тех, что особенно вам запомнились или полюбились?

С.Б.: Мне бы хотелось отметить коллективную выставку «Нулевая отметка», но не только потому, что она была первой групповой выставкой и потому что я была ее куратором, а в связи с тем, что, на мой взгляд, эта выставка задала вектор направления всем будущим проектам, представленным в К320.

Н.Б: Да, пожалуй, выставка «Нулевая отметка» была знаковой, так как в ней принимали участие как раз те художники, которые прислали свои заявки по моему первому open call, и мы очень долго готовили ее. С некоторыми художниками с этой выставки мы подружились, реализовали в К320 их персональные проекты и планируем дальнейшее сотрудничество. Еще один не менее важный проект — кураторский проект Светланы Басковой «Где двое или трое, там Я среди них». Он состоит из четырех персональных проектов нынешних или бывших студентов института БАЗА. Проект открылся в июне выставкой Саши Князева «После Пасхи» и продолжится аж до декабря! Так что это довольно масштабная и продолжительная история для нас. Следующая выставка — вторая по счету из проекта — выставка Александра Голынского «Обращение подручности» откроется в начале сентября. Александр впервые будет показывать свои работы после длительного перерыва в выставочной деятельности.

В K320 помимо выставок и видео показов проходят еще занятия линогравюрой и «воскресные наброски». Расскажите поподробней об этих практиках. Кто обычно приходит на эти занятия? Что это дает в плане развития пространства?

Н.Б.: Формат «воскресные наброски» был сделан для объединения художников. Мы собираемся вечером, рисуем, болтаем, обсуждаем свои проблемы под шуршание карандашей. Можно сказать, что это своего рода групповая терапия, хотя это громко сказано. Но многим правда легче справляться с внутренними тревогами, когда рядом есть еще кто-то, кто готов выслушать. Пока я приостановила этот формат на время каникул, но в скором времени, если будет запрос от художников, «воскресные наброски» вернуться. И линогравюрный воркшоп тоже, надеюсь, вернется с новой силой и скоро мы объявим о наборе. Пока нам нужно решить все «установочные» вопросы, но мы уже работаем над расширением параллельной программы.

С.Б.: Кроме того, благодаря таким занятиям о пространстве узнает бОльшее количество молодых авторов, с которыми мы могли бы в дальнейшем сотрудничать.

Был период, когда самоорганизованные инициативы практически сошли на нет, но сейчас наоборот наблюдается некоторый подъем в этой сфере. На ваш взгляд, какую роль сегодня играют самоорганизации? Что они дают художникам/зрителям?

С.Б.: Самоорганизации сегодня — это площадки, где художники могут свободно встречаться, общаться, делать выставки и высказывать свое мнение, не оглядываясь на институциональные правила и ограничения. Нам бы хотелось сохранить эту атмосферу открытости, уютности и честности в нашей дальнейшей деятельности.

Н.Б.: Да, я думаю, самое крутое в самоорганизациях то, что в них больше свободы. Самоорганизации — это действительно экспериментальные площадки, где в идеале, все друг друга поддерживают, где художник не чувствует себя зажато. Несмотря на то, что мы решили теперь работать как галерея, мы хотим сохранить горизонтальную коммуникацию между художником и нами, делать искусство действительно вместе, в команде с художниками и кураторами.

Могут ли они стать альтернативой галерейным пространствам или такой задачи нет?

Н.Б.: Мне больше нравится называть их самоорганизованными галереями. Я думаю, это логичное развитие.

С.Б.: Я думаю могут, и даже уже стали.

В каком направлении планируется дальнейшее развитие пространства K320? Может быть, вы проанонсируете несколько будущих проектов?

Н.Б.: Планов очень много! С сентября начинаем активную деятельность. Первую выставку я уже проанонсировала, проект Александра Голынского, а в октябре мы открываем выставку потрясающей художницы Сони Бондаревой, потом мы продолжаем кураторский проект Светланы Басковой и открываем следующие третью и четвертую выставки, параллельно записываем следующие выпуски подкаста «К320: совриск изнутри». Запускаем насыщенную параллельную программу и open call на выставки в 2023 году и еще много всего интересного. А подробнее обо всем можно узнать в наших социальных сетях, которые мы активно ведем.

С.Б.: Еще в ближайших планах участие в маркете современного искусства на Винзаводе и запуск образовательной программы, о которой я уже сегодня упоминала. Всех ждем на наших открытиях и мероприятиях!

Интервью: Евгения Зубченко
Заглавное фото: Михаил Смирнов