Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
57 актуальных событий

Объектом искусства будет все то, что мы решим таким считать. Интервью о выставке «ТЕКСТиль» с кураторами и художниками.

В Новом крыле Дома Гоголя до 27 мая работает выставка «ТЕКСТиль», посвящённая взаимосвязи между текстом и текстилем. 

В выставке принимают участие художники: Ирина Корина, Гоша Острецов, Еликука, Алиса Йоффе, Хаим Сокол, Мария Чуйкова, Валера Чтак, МишМаш + Шура Чернозатонская, Ольга Божко, Маша Арендт, Наташа Арендт, Наталья Стручкова, Александр Петрелли, Аркадий Насонов, Устина Яковлева, Витас Стасюнас, Людмила Константинова, Жора Литичевский, Ксения Сорокина, Света Шуваева, Дарья Кротова, Дмитрий Булныгин, Алексей Трегубов. 

Мы пообщались с кураторами выставки – Луиз Морин и Ольгой Божко, с художниками – Михаилом Лейкиным и Машей Сумниной. 

Как удалось собрать такую когорту художников вместе и объединить их единой темой?

Оля и Луиз: Процесс подготовки выставки происходил в обратной последовательности. Ольга Божко в своей художественной практике работает с текстилем, и предложила сделать коллективную выставку о взаимосвязи между текстом и текстилем. После этого мы собрали художников ,которым эта тема близка и они работают с тканью и с текстом , их оказалось больше, чем мы ожидали, и только из-за ограничения пространства и времени пришлось остановится на 27 художниках.

Как текст и текстиль фиксируют историю человечества?

Оля и Луиз: В выставке поставлен акцент на соприкосновении текста и текстиля, каждый из них является инструментом, которым человечество пользовалось для записи своей истории. Кураторская работа рассматривает внимательно и подчас с юмором частные и универсальные, архаичные и современные истории, в работах художников.

Слева направо: Анна Румянцева, Луиз Морин, Оля Божко, Евгения Лакеева

Как городской контекст формирует синтаксис в рамках выставки?

Оля и Луиз: Современные авторы пользуются «языком» современной жизни, для создания своих работ. Часто проект является документальным исследованием.

Визуальная лексика современного города: это слоган и дорожный указатель, стены и граффити, витрины и рекламы… В рамках выставки, таким образом, московской городской контекст отражается в этой метафоре образования города, как формирование синтаксиса.

Можно ли, на ваш взгляд, рассматривать моду как текст, а повседневную одежду как объект искусства? 

Оля и Луиз: Обычно в музее мы рассматриваем моду ,как исторический документ. Историки идентифицируют тот или иной костюм и определяют место и время. На самом деле мода намного сложнее, она исчезает и возвращается в разных эпохах. Так же и у текста есть подвижность и гибкость синтаксиса — правил и стилей. Повседневная одежда, так же может рассматриваться, как объект искусства. На выставке, в работе «Сигнальный гардероб» группы MишМаш, объединен ряд различных художественных проектов, где одежда играет центральную роль. Художники требуют жить в одежде как в архитектуре и объединяться в ней с природой. Они следуют тому, о чём писал поэт Анри Мишо: «Одежда, концепция себя, которую мы несем на себе».

Маша: Информация есть во всем, мозг постоянно ее считывает даже если мы этого не осознаем. Даже цвет человеческой кожи — это текст. Когда люди еще не озаботились одеждой они все равно считывали цвет кожного покрова — бледный — испугался, красный — агрессивный и надо бежать. Ну, а потом догадались более сложные сообщения на себя напяливать.

Объектом искусства будет все то, что мы решим таким считать. И наоборот.

Миша: Одежду как объект искусства — однозначно ДА. Моду как текст — это еще вопрос.

Художники МишМаш: Михаил Лейкин  и Маша Сумнина

Что было самым сложным в процессе подготовки выставки?

Оля и Луиз: Когда мы собрали все работы стало понятно, что их можно тематически разделить по комнатам музея. Так родилась концепция названий: появилось комнаты «Пальто», «Коды», «Униформы…»

Наша кураторская работа состояла в том, чтобы устроить для каждой из комнат свою особенную атмосферу, где зритель, окажется в различных микро-мирах. Там ему расскажут историю о представленных работах. Нашей целью было сосредоточить внимание зрителя на такого рода художественной практике.

Почему нужно посетить вашу выставку?

Оля и Луиз: Мы представляем актуальный взгляд на тенденции в современном искусстве: то как художники работают сегодня с текстом и с тканью, с технологиями для применения в совершенно различных направлениях . Важно было собрать художников, которые работают в таких областях как живопись, комикс, скульптуры, инсталляции, перформанс… Представлены различные жанры искусства и разные поколения, которые редко пересекаются в одном месте. Так что, кроме необычного ракурса темы проекта, это еще возможность для зрителя узнавать и рассматривать работы уже известных авторов в новом свете, особенно если учесть что многие объекты были специально созданы для этой выставки.

Почему вы обратили внимание на связь текста и текстиля?

Оля и Луиз: Ольга Божко в первую очередь художник, в своей работе она часто использует вязальный крючок и фиксирует визуальный аспект мегаполиса , обращее внимание на смену языка.

«Текст» и «текстиль» происходят от одного корня («texere» на латинском означает «ткать») — рассматривая связь между этими словами в современной практике художников, мы поставили эксперимент в котором можно было бы увидеть, что многие художники, в своём творчестве, нередко обращаются к этому материалу, к текстуальным формам.

Как вы различаете границу между искусством и повседневностью?

Оля и Луиз: Выставка «ТЕКСТиль» может быть примером того, как тонка и порой неразличима грань между искусством и повседневностью. Искусство можно найти в рукодельной работе, как пример стиля одежды так и в сочетании письма .

Это одна из тематик выставки комнаты «Искусству быт». Игра слова как раз демонстрирует эту позицию, когда искусство спрятано в повседневности.

Маша: С трудом.

Миша: Одно накладывается на другое. Как смотреть сквозь два грязных стекла одновременно — видя, как два пылевых узора накладываются друг на друга.

Как вы относитесь к сдвигу от текстуальной к визуальной культуре? Можно ли, по-вашему, рассматривать эту выставку как часть этого процесса?

Оля и Луиз: Говорят, в наше время люди меньше читают, зато у них поток визуальной информации – которую они могут быстро идентифицировать и расшифровать с помощью культурных кодов и собственных познаний. Выставка скорее свидетельствует о разных тенденциях этого феномена и о текстуальной визуальной культуре в работах художника. На выставке у зрителя есть выбор – он может рассматривать текстиль и тексты как визуальное сообщение, или/и читать текст и экспликации в работах. Они дополняют друг друга и как мы уже декларировали: «Текстиль задает тон и текст не мыслим без текстиля.»

Маша: Как к неизбежной деградации. %-/

Миша: Как к чему-то естественному. Нет

В каком соотношении находятся текст и изображение, когда вы создаете работы?

Маша: Обычно текст предшествует. Но поскольку мы стараемся ни на чем не застревать, сейчас мы делаем проект где изображение пытается обогнать текст.

Миша: Полностью согласен с Машей.

Что чему предшествует?

Маша: курица или яйцо?

Миша: Сначала идет проблема.

Какой был самый необычный источник вдохновения для ваших текстовых работ?

Маша: наша жизнь.

Миша: Сны, хотя в этом нет ничего необычного. Да и что это вообще такое — необычность?


Автор интервью:
Альбина Кудрякова