Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
57 актуальных событий

«Он попросил исключительно плоские работы»

Участники групповой выставки «30.000» о своих объектах

До конца ноября в Центре творческих индустрий «Фабрика» представлены сразу два проекта Валерия Чтака: его персональный «ПГТ», а также групповая выставка «30.000», где он выступил куратором. В кураторском проекте очень непохожие друг на друга художники, работающие в разных медиа, объединены по формальному признаку: для выставки они должны были предоставить или создать изображения в плоскости, то есть живопись или графику. Специально для ArtTube Вероника Актанова, Элина Марусова, Саша Пучкова и Евгений Уваровский подробно рассказали о своих работах и о том, как некоторым из них удалось освоить новый для себя медиум, исходя из заданной концепции.

Вероника Актанова:
«Несколько лет назад я активно работала на картоне — и сейчас работаю, но тогда активней. Так совпало, что один из моих знакомых художников как раз нашел на помойке стопку картона и предложил ее мне. Стопка была ровная, красивая, картоночка к картоночке. Все одинаковые как на подбор. А у меня он обычно кривой, мятый. Ну какой попался, такой и пошел в работу. Я долго не знала, как с таким красивым картоном работать. Пролежал он год или два, и я решила сделать что-то такое же ровное и красивое. Дала объявление в социальных сетях, что всем желающим нарисую комнату их проживания. Делала я это в 2019-м году. Сегодня уже многие в этих комнатах не живут по разным причинам. Если же говорить про экспонирование, то золотые рамы — это добрый сарказм в сторону куратора, который сказал, что на выставке должна быть живопись и без политики».

Элина Марусова:
«Валера еще в прошлом году говорил, что планирует выставку на Фабрике и приглашает меня в качестве участника. Но он сразу сообщил, что ему нужны исключительно плоские работы, живопись или графика. И мне понравилась эта идея, так как я заканчивала отделение живописи, но уже много лет занимаюсь в основном скульптурой и не делаю никаких живописных работ в рамках своих творческих практик. Его предложение сильно мотивировало меня опять начать рисовать. Если честно, я целый год ждала выставку, морально готовилась к тому, что я достану мольберт, возьму холст, масло и что-нибудь нарисую. Сама идея у меня возникла сразу, мне не пришлось ломать голову над сюжетом. Я занимаюсь скульптурой малых форм и леплю в основном камни. Это история превращения материалов из камней в глину, из глины в керамические камни. Выдуманный мир. И тогда, еще год назад, я не сомневалась, что нарисую свои камни, которые предварительно сваяю. Так и сделала. И вообще, я просто люблю делать что-то симпатичное».

Саша Пучкова:
«Чтак поставил передо мной непростую задачу. Дело в том, что у меня бэкграунд медиа художницы, а Валера хотел видеть на выставке только “картинки”, например живопись, которой я никогда не занималась. Последние полтора-два года я работаю с объектами, поэтому предложила Валере сделать пространственный вариант работы. На мой взгляд, это могло хорошо сработать с объемом пространства зала. Но Чтак ответил, что возможно только плоскостное изображение, сделанное именно “руками”. Таким образом, возник челлендж: сделать по-своему, но вплести обозначенные правила. Серия для выставки “30.000” создана вокруг белых пятен в представлении о мифологических зверях и чудищах. Одной из отправных точек стала Книга пророка Ионы, в которой фигурирует кит, поглотивший его. Сюжет достаточно популярный и в открытых архивах на сетевых ресурсах можно обнаружить множество его иллюстрированных интерпретаций. Я сделала визуальный ресерч и обнаружила, что лишь на 15 % этих изображений кит похож собственно на кита. Были варианты, где кит похож на рыбу, но в основном изображались очень косвенно связанные с этим морским животным твари. Особенно распространен сюжет с “лох-несским чудовищем”: огромного размера толстый змей с закручивающимся в кольца хвостом и с головой, например, кабана. Интересно было размышлять о том, как люди конструировали то, что где-то существует, но что они никогда не могли встретить в жизни. Мне захотелось проработать эту историю. Надо сказать, с началом тревожных событий 2022 года я вернулась к тому, чтобы делать что-то руками. Я поняла, что привычная почва уходит из-под ног, а работать руками мне очень помогало. В итоге серия была реализована способом глубокой печати — гравюра сухой иглой. Я брала базовые 3D-объекты, значимые в связи с выбранной темой, создавала из них плоскостной коллаж, в который также включала найденные мной сюжеты, связанные с мифическими зверями. И только после этого создавала рисунок, по которому изготавливала доску для печати сухой иглой».

Евгений Уваровский:
«Это иллюстрации к Уголовному кодексу Российской Федерации. Я брал различные не совсем популярные статьи УК РФ: “Незаконное пересечение границы РФ”, “Развратные действия”, “Незаконные археологические раскопки”, “Неповиновение приказу”, “Порча земли” и “Скрытие с места ДТП”. Если говорить про последнюю статью, то она когда-то была действующей, но потом утратила силу. На самих холстах снизу есть цифры, а сверху — картинки. Они никак не связаны между собой в целом, но как-то отдаленно указывают, о чем может быть та или иная статья».

Текст: Евгения Зубченко
Фотографии: Татьяна Сушенкова