Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
56 актуальных событий

«Они доказали, что создают особое искусство»

Актуальное искусство последних двух десятилетий в Новой Третьяковке

После длительного перерыва Новая Третьяковка на Крымском Валу открылась масштабной выставкой «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина», где представлены работы более 50 художников, которых объединяет то, что все они начинали в нулевые и заявили о себе в последующие два десятилетия. В основе экспозиции – более ста произведений искусства, переданных музею меценатами Владимиром Смирновым и Константином Сорокиным: живопись, графика, фотография, видеоарт, объекты и инсталляции.

Изначально планировалось открыть выставку в апреле, но из-за пандемии коронавируса Новая Третьяковка, как и другие учреждения культуры, закрылась для посетителей в середине марта. В октябре прошлого года в музее состоялась презентация щедрого дара меценатов Владимира Смирнова и Константина Сорокина, которые передали музею более 100 произведений современных художников. С 2008 года многие художники прошли через мастерские созданного Смирновым и Сорокиным фонда, участвовали в организованных им выставках, получили международную известность. Дар сопровождался крупным пожертвованием для самостоятельных закупок музеем произведений современного искусства. В минувший четверг в Новой Третьяковке состоялся пресс-показ выставки, где директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова еще раз подчеркнула важность этого события для музея, назвав дар коллекционеров уникальным. «Я очень хорошо помню, как пару лет назад в этих же залах мы открывали выставку, посвященную искусству 2000-х, – сказала она в своем выступлении перед журналистами. – На момент открытия выставки там не было ни одного произведения из собрания Третьяковской галереи. Это то, что было два года назад». Она подчеркнула, что Третьяковская галерея продолжает традицию, заложенную еще Павлом Третьяковым – пополнять собрание искусством, которое отражает сегодняшний день. «Когда мне задают вопрос, как вы можете понять, работы этих художников войдут в историю искусства или нет, я отвечаю, что на самом деле они уже вошли, – сказала она. – Давайте вспомним, с чего начинал Павел Михайлович Третьяков. Он собирал современное актуальное искусство, покупая даже еще не законченные работы, и покупал не у тех, кому 45, а у тех, кому было 27-29 лет и чье творчество вызывало, в том числе, и ожесточенную дискуссию. Мы продолжаем эту традицию – пополняем собрания Третьяковской галереи очень важными вещами того искусства, которое отражает сегодняшний день, которое становится у нас на глазах». Как подчеркнул в беседе с корреспондентом ТАСС меценат Владимир Смирнов, который также присутствовал на мероприятии, выставка представляет собой глобальный срез 20-летия. «Конечно, я очень рад, что посетители наконец-то смогут увидеть выставку. Огромная радость от того, что это произойдет. Но еще здесь, как это говорится, нет худа без добра. У нас выставка должна была быть месяц и пять дней, а теперь она будет два месяца. Хорошо, больше людей увидят эту выставку. Все к лучшему. Если ты живешь оптимистично, то у тебя оптимистично все и случается», – цитирует слова господина Смирнова агентство.

Кураторами проекта выступили Игорь Волков, Ирина Горлова (Государственная Третьяковская галерея) и художник Владимир Логутов (Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина). По их мнению, это не только возможность показать зрителям искусство, которое создается их современниками здесь и сейчас, но и попытка проанализировать главные явления и идеи в российском искусстве последних 20 лет. В нескольких залах Третьяковки можно увидеть произведения таких авторов как Виктор Алимпиев, арт-группировка «ЗИП», Алиса Йоффе, Жанна Кадырова, Алексей Каллима, Владимир Логутов, Александра Паперно, Владимир Потапов, Давид Тер-Оганьян, Леонид Цхэ, Валерий Чтак, Светлана Шуваева и многих других известных сегодня художников, начавших свой путь в 2000-х. Экспозицию поделили на несколько тематических разделов. Первый называется «Монохромность и аскетизм: экономия художественных средств» и здесь, в частности, представлены работы Александры Галкиной из серии «Юбки», которая визуально отсылает к языку супрематизма. «Черная геометрия» Давида Тер-Оганьяна, на первый взгляд, абстрактная, таит в себе симбиоз очертаний границ африканских стран, иногда принимающих парадоксально геометрическую форму, и супрематического «Черного квадрата» Малевича. В своем выступлении куратор Ирина Горлова напомнила, что экспозиция открывается в тех залах, где ранее была представлена выставка «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры». «Русское искусство сегодня не просто помнит заветы авангарда, но идет тоже путем поиска, открытий, экспериментов, – сказала она. – И оно не просто сейчас вписывается в общие тренды мирового искусства, а каждый из представленных художников является индивидуальностью, личностью». В разговоре с ArtTube Ирина Горлова отметила, что при отборе работ из коллекции Смирнова и Сорокина не было задачи вписать их в какую-либо тенденцию. «Просто выбирали тех авторов, которые, как нам кажется, за это время своими работами доказали, что они создают особое искусство, – пояснила она. – И, что это искусство, которое имеет право на существование в будущем. То, которое останется, то, что нам кажется талантливым, интересным. В этом смысле критерии были очень простые».

Также в этом разделе можно увидеть инсталляцию Ирины Кориной «Топ-модель», представляющую собой коробку от телефона Nokia, увеличенную до размеров дивана, произведения Андрея Кузькина, Александра Повзнера, Валерия Чтака и других художников. В разделе «Игра» основной художественной стратегией становится игра или подмена как практика выражения относительности и условности любых принятых всерьез понятий современности. Здесь представлены работы Полины Канис, арт-группировки «ЗИП», дуэта «ЕлиКука», Светланы Шуваевой, группы «МишМаш» и других. Следующий зал называется «Отвоевывая пространство: социальное напряжение, стресс». По мнению кураторов выставки, «саспенс», то есть состояние тревожного ожидания, напряженность, стали частью искусства последнего десятилетия. Здесь экспонируются работы Полины Канис, Алисы Йоффе, Миши Most, Владимира Логутова, Сергея Прокофьева и других. В разделе «Память» собраны произведения, балансирующие между двумя парадигмами – поздним СССР и новой Россией, а также традиционной художественной школой и актуальными экспериментальными практиками. В этом зале представлены работы Хаима Сокола, Андрея Сяйлева, Павла Отдельнова, Владимира Потапова, Ивана Лунгина и других. Далее зритель попадает в залы «На полях: эстетика локального» и «Возможность красоты», а в самом конце в «Архив», где можно увидеть фотографии и печатные материалы, связанные с деятельностью фонда Смирнова и Сорокина. Как рассказал ArtTube Владимир Логутов, первоначально идея заключалась в том, чтобы воссоздать там атмосферу первой мастерской фонда, которая располагалась на улице Буракова и стала своего рода знаковым местом. Именно в этой мастерской, просуществовавшей пять лет, сформировался первый круг художников, чьи имена стали знаковыми для фонда и для искусства в целом. Планировалось разместить там диваны, чтобы зрители могли задержаться и изучить представленные материалы, но из-за ограничений, связанных с пандемией, от этого пришлось отказаться. Сейчас буклеты и издания лежат на столах, где их можно изучить.

В работу музея были внесены и другие коррективы, вызванные ограничениями. На входе гостям измеряют температуру бесконтактным способом, в залы пускают только в масках, также зрителей просят соблюдать дистанцию 1,5-2 метра и следовать обозначенному однонаправленному маршруту осмотра. Кроме того, с 3 июля посещение Третьяковской галереи проходит по сеансам. Сеанс – это 30-минутный интервал, когда вы можете зайти в музей, рекомендуемое время осмотра – 2 часа. «Мы делаем все возможное, чтобы оградить и наших сотрудников, и посетителей от возможности заболеть, – сказала журналистам директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Мы так долго сидели в самоизоляции на карантине, мы так долго не были в музейных залах, мы так долго не стояли перед произведениями искусства, что, мне кажется, желание вновь впитать эти впечатления заставит смириться с ограничениями». Выставка продлится до 6 сентября включительно.

Текст и фото: Евгения Зубченко