Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
56 актуальных событий

Персональная выставка Андрея Шепеля в К320

До 23 ноября в независимой галерее K320 представлен персональный проект Андрея Шепеля, обучающегося в институте «БАЗА», — «Двуглавому котенку не суждено далеко уйти». Художник начинал как классический живописец, но сейчас не ограничивает себя одним медиумом, стараясь работать в самых разных направлениях и техниках. В интервью ArtTube Андрей Шепель рассказал о том, почему он решил оставить профессию врача-терапевта и стать современным художником, а также о своих главных источниках вдохновения, которые объединены в рамках выставки.

Первая персональная выставка — это довольно волнующе. Какие у тебя в целом впечатления?

Андрей Шепель: Да, действительно волнующе. На крупных выставках ты все-таки не один представляешь свою работу, а тут чувствуется большая ответственность. В целом же, поскольку я начинал с живописи, то у меня, в общем-то, были небольшие персональные выставки моих ранних картин.

Что ты представил здесь? Откуда эти объекты?

А.Ш.: Началось все с найденного мной альбома в коммунальной квартире на Чистых прудах, где я живу. Мой сосед умер (к слову, он был уже пожилой человек), и родственники стали разбирать его вещи, по большей части их выкидывая. Перед этим я их сортировал, мне было интересно забрать что-то, в том числе и этот альбом, где не так много рисунков, но есть вот такой достаточно необычный котенок, который стоит перед пустой миской. И в этом котенке меня заинтересовало то, что он, во-первых, непонятно кем сделан: то ли взрослым, то ли ребенком. Во-вторых, в нем есть странность — то ли это два котенка, то ли это один двухголовый котенок. Так вот нарисовано странно. Позже к рисунку присоединились и другие объекты, сложившись в такую выставку. Вторым к альбому присоединился кошачий лабиринт. Мне показалась интересной его форма. Кроме того, лабиринт мы представляем как нечто пугающее, взять тот же лабиринт Минотавра или что-то, где можно заблудиться. Здесь же такая игрушечность и небольшой размер сочетаются с достаточно необычной и даже страшной формой. В следующем зале можно увидеть когтеточку как некий символ имперскости, потому что она по форме напоминает колонну. Приходит на ум колонна Траяна в Риме как символ империи и имперских побед. Или Вандомская колонна в Париже — знак побед Наполеона, которую потом разрушили и снова восстановили. Когтеточка это ненастоящая колонна, игрушечная, фейковая псевдоколонна. Последние два объекта я купил на сайте объявлений Авито, который для меня источник вдохновения.

Ты часто там что-то находишь для своей работы?

А.Ш.: Да. Кстати, получается, что здесь в рамках выставки объединены два важных для меня источника вдохновения: моя коммунальная квартира и Авито. Вообще я практикую собирательство и коллекционирование. Например, на выпускной выставке института «БАЗА», — «Дано», которая проходила летом на Винзаводе, были представлены собранные мной фотографии с Авито. Люди там сами замазывают свои лица различными способами и вот такие снимки я коллекционировал. Также собираю не только цифровые артефакты для нескольких проектов, но и материальные, интересные для меня по тем или иным критериям. А в квартире — она, кстати, довольно большая, там десять комнат — очень много таких необычных артефактов. В частности, например, на выставке «Удержание средств» в Зверевском центре я приклеил пустые бухгалтерские формуляры, заполнив стену и потолок. Их я тоже нашел в квартире.

Выставка проходит в рамках кураторского проекта Светланы Басковой «Где двое или трое, там Я среди них». Светлана тебе как-то помогала?

А.Ш.: Светлана сыграла огромную роль. Еще на выставке «Удержание средств» она очень мне помогла экспозиционно, чтобы получилось наилучшим образом. Здесь то же самое, мы постоянно с ней советовались. Если говорить про первый зал с альбомом и лабиринтом, то я сразу четко знал, как все будет располагаться, а во втором зале как раз было много помощи от Светланы по расположению объектов. Также хотелось бы выразить благодарность Егору Софронову, написавшему для выставки текст.

А была ли у тебя коммуникация со зрителями? Насколько они поняли проект?

А.Ш.: Думаю, большинство поняли и составили свое впечатление, но мне не очень нравится давать свою узкую интерпретацию. Как будто ты расколдовываешь работу, которая имеет больше разных интерпретаций сама по себе. Часто работам не нужно дополнительное истолкование.

Расскажи немного о себе. Как ты пришел в искусство?

А.Ш.: По первому образованию я врач-терапевт, по второму — художник-график. Профессию я решил сменить лет одиннадцать-двенадцать назад, когда поступил на курс Михаила Шемякина в Воронеже. Я тогда еще работал врачом. Затем закончил Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица. В целом же изобразительное искусство я полюбил еще в школе. Увлекся рисованием, живописью, пытался самообразовываться, читая литературу.

Какие темы тебе интересны в искусстве?

А.Ш.: Наверное, я бы сказал, что мне интересен скорей мотив, который, кстати, тоже на этой выставке представлен. Он связан со словом «мерц» (как сокращение от слова «мерцание»), то есть, когда происходит некое мерцание смыслов, образов и медиумов, присутствует неуловимость и ускользание произведений и самого искусства. Касаясь тем, я для себя не выделяю ничего определенного: если я понимаю, что какой-то проект мне интересен, то я за него берусь. Аналогичная ситуация и с медиа. Стараюсь работать во всех и не зацикливаться на каком-то одном.

Ты сейчас учишься в институте «БАЗА». А что дает тебе обучение там?

А.Ш.: «БАЗА» на меня очень сильно повлияла — и прежде всего близкой мне оптикой, которую я не мог сформировать до этого. Плюс я самоопределился как художник. Собственно, за этим я туда и поступал, так что очень доволен обучением. Кроме того, благодаря институту вокруг меня сформировался круг людей, с которыми мы смотрим в одном направлении и во многом одинаково понимаем искусство, хотя делаем разные вещи.

Что от тебя ожидать в ближайшее время? Над какими проектами ты сейчас работаешь?

А.Ш.: Раскрывать секретов я не буду, но очень хочется, чтобы состоялась выставка под кураторством Анатолия Осмоловского по книге Алена Бадью «Апостол Павел и обоснование универсализма», по которой у нас в марте этого года был открытый семинар.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: Денис Лапшин