Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
116 актуальных событий

Почувствовать, осознать, осмыслить, преодолеть. Интервью с Венерой Казаровой

Накануне перформанса “Пока кричат совы” Венеры Казаровой, который произойдет 19 мая в 19:00 в ЦТИ Фабрика,  мы пообщались с художницей, спросили про вдохновение, моду и информационную перенасыщенность.

Откуда пришла идея нового перформанса?

Идея пришла ко мне во время просмотра документального фильма Юриса Падниекса «Мы». Кадры из этого фильма в итоге были использованы в перформансе. Я была очень впечатлена событиями, показанными в фильме, на это тяжело было смотреть, и в какой-то момент я представила себе что стою среди всего этого в своем платье-одеяле – чтобы как-то защититься от этого ужаса. Отсюда и перформанс – именно с этими платьями одеялами.

Почему Вы решили реализовать проект на тему перенасыщенности информацией именно сейчас?

Именно сейчас я считаю мы особенно перенасыщены информацией, информация везде. И очень часто это негативная информация, очень много жестокого, того с чем психика нормального человека справиться не может. Мы никак не защищены от этого – сейчас любая жестокость, снятая подростками на телефон, может оказаться в сети. Я думаю, именно сейчас, когда доступно столько информации, человек встает перед закономерным вопросом – как жить в мире, если он такой. Скорее всего, мир никогда не был другим, он никогда не был милым и добрым, но люди очень многого не знали – опять же в силу отсутствия информации – а сейчас это становится очевидно, на мой взгляд.

Как Вы думаете, возможна ли изоляция от бесконечных новостных потоков и есть ли в ней необходимость сегодня?

Возможна. Ведь кто-то так и делает. Вопрос – насколько это правильно. Ведь изоляция – это исключение себя из жизни общества, между тем – только те, кто остаются в курсе происходящего, могут что-то менять. Для меня лично это очень болезненный момент – с одной стороны, когда я слежу за событиями в мире, меня это разрушает, это тяжело. С другой стороны – если не делать этого – человек остается равнодушным, безучастным, и опять же – в этом случае невозможно что-то менять, влиять на происходящее, или хотя бы пытаться. Я думаю именно это делает человека человеком – мы рождаемся не только для того, чтобы есть, спать и размножаться. Но и для того чтобы что-то почувствовать, осознать, осмыслить, преодолеть. Это иногда больно, это может быть неприятно – но именно это делает нас живыми.

Что было самым сложным в процессе подготовки нового перформанса? Какие материалы использованы?

Самым сложным был просмотр и отбор новостной хроники, в какой-то момент я даже думала что не справлюсь и мне не удастся довести это до конца. Я работала с большими перерывами, делая несколько подходов. В целом процесс растянулся почти на год. По поводу материалов – я использовала синтепон, бязь, органзу и очень много кружева; ведь костюмы – это подушки и одеяла, уютные постели.

С какими материалами сложнее всего работать?

Сложнее всего работать с бумагой, хотя это один из моих любимых материалов. Но я стараюсь не использовать ее для перформансов из-за хрупкости. В данном перформансе, например, из бумаги сделан только реквизит.

Есть ли мировые дизайнеры с похожими коллекциями?

Есть. Вязанные свадебные платья Ив Сен Лорана, 1965 г, очень напоминают мне некоторые мои платья. Но я не вдохновлялась этой коллекцией – я шла скорее от ажурных подушек, наволочек и одеял.

Ваша любимая коллекция?

У меня нет своих любимых коллекций, я достаточно критична к себе. Зато есть мировые дизайнеры, которыми я бесконечно восхищаюсь – например я люблю все, что делает Рей Кавакубо. А также Джуния Ватанабе, Йеджи Ямомото и Иссей Мияки.

Как лично для Вас пересекаются мода и искусство, ставите ли Вы между ними знак равенства?

Да, я думаю между модой и искусством вполне можно поставить знак равенства. Есть платья – настоящие произведения искусства. Кроме того, мода отображает свое время.

Что для Вас является самым захватывающим в процессе создания новых перформансов, костюмов, дизайнов?

Поиск формы, если говорить про костюм. Форма всегда является для меня главным, это та область где я готова экспериментировать бесконечно. Что же касается самого перформанса – это то, как мои перформеры в итоге взаимодействуют с костюмом, какие смыслы они раскрывают в нем. Это действительно захватывающе – сочетание костюмной формы с человеческой пластикой. Иногда они поддаются костюму, подчиняются ему. Иногда интересно сопротивление. В любом случае – это всегда импровизация, это живой процесс. И этим он интересен нам всем – своей неожиданностью. Мне посчастливилось работать с очень талантливыми перформерами, они часто находят в моих костюмах новое даже для меня самой.

Почему Вы всегда выбираете формат показа-перформанса, а не классического показа своих костюмов?

Классический показ, дефиле – это скорее для носибельной одежды. Я не создаю одежду, которую можно носить. Я создаю костюмы скорее как арт
объекты, отсюда интерес работать с этим как с концепцией. Для меня костюм – это язык, на котором я говорю; костюм как песня, или как картина. Мне интересно выстраивать спектакль вокруг костюма, интересно сталкивать его со средой, интересно взаимодействие с костюмом через танец. Думаю, подиум – это по смыслу не мой формат.

Что ждет зрителей Вашего перформанса в рамках Ночи музеев в ЦТИ ФАБРИКА? Кто автор музыки показа?

Музыку написал композитор Алексей Сергунин, это электронная музыка. Могу сказать, что зрителей моего перформанса ждут неоднозначные впечатления. Я всегда говорила через красоту о красивом, и мои постоянные зрители уже привыкли к этому. А сейчас через красоту я расскажу о дисгармонии. При этом красота останется.

Автор интервью:
Альбина Кудрякова