Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
56 актуальных событий

Практики кураторства в 21 веке: забота об искусстве, планете и других

Уменьшение заботы о всех аспектах человеческой жизни было одним из основных последствий неолиберальной политики жесткой экономии, которая стала еще более заметной во время глобальной пандемии COVID-19. В последние десятилетия неолиберализм извлек выгоду из индивидуалистического представления о заботе, широко пропагандируемого в виде «заботы о себе» и сопутствующей ей индустрии с миллиардными доходами. Неолиберальный дух капитализма говорит на языке «заботы о себе», чтобы продвигать принудительный режим поддержания физической формы для индивидуального успеха, игнорируя реальности взаимозависимости. Современные субъекты так называемого «развитого» мира получают задание заботиться о своих перегруженных работой телах, но все меньше и меньше заинтересованы в благополучии тел, находящихся за пределами непосредственного окружения, семьи, класса, рабочей среды, района, города, страны. Задолго до начала глобальной пандемии феминистские экономисты, социологи и политические теоретики диагностировали глобальный кризис медицинской помощи. Стремительно изменившийся глобальный социально-экономический контекст требует разработки нового языка вокруг заботы – в противопоставление «заботы о себе», включая заботу о климате, заботу о Земле, заботу о «других» (в том числе других живых существах и «не-человеках») или планетарную заботу, расширяющую отношения заботы за пределы человеческой взаимозависимости.

Исторически сложилось, что кураторы музеев несут ответственность за заботу, юридические и моральные обязательства по обеспечению безопасности и благополучия других. Но как вернуть себе уход и заботу о себе посредством кураторства? Как лучше понять политику взаимозависимости? Как сделать заботу об эмансипаторном и преобразующем кураторстве значимой? Как превратить заботу о себе в политическое оружие? Как совместить в кураторстве заботу и заботу о себе? Почему учреждения современного искусства так любят говорить о заботе, оставаясь зачастую такими беззаботными и неинклюзивными? Как художественное учреждение может осмысленно воплощать и производить знания и политику заботы? С каких этических позиций заботы о природе и других должны проектироваться современные выставочные программы? Кризис последних лет выявил скрытые трещины в системе, а также невидимые инфраструктуры, которые ее поддерживают: то, что не работает, внезапно стало очевидным. Это особенно верно в отношении культурного сектора, музеи и культурные институции по всему миру одними из первых были вынуждены закрыть свои двери. Несмотря на проблемы, связанные с беспрецедентным кризисом, многие культурные учреждения продолжили служить источником устойчивости и поддержки своих сообществ, адаптируясь под новые условия и разрабатывая новые способы обеспечения широкого доступа к культуре, образованию и выявляя новые кураторские стратегии. Особое внимание на курсе «Практики кураторства в 21 веке: забота об искусстве, планете и других» будет уделено современным вызовам, стоящим перед проектированием выставочных и образовательных проектов, которые могли бы побуждать всех их участников и посетителей к справедливому будущему.

Курс «Практики кураторства в 21 веке: забота об искусстве, планете и других» рассматривают рассмотрит курирование – от латинского «cura», что означает «забота» (подарившее свой корень и слову «любопытство» в английском языке) – как жизненно важное звено между культурным производством и социальной сферой в более широком смысле. В этом расширенном определении кураторство затрагивает весь спектр культурного производства, включая исторические и художественные исследования, документацию и архивные проекты, а также организацию общественных мероприятий. Студенты курса столкнутся с разнообразными возможностями современных практик кураторства – от сбора, сохранения и изучения современного искусства до разработки новых способов популяризации искусства с помощью интерактивных и автономных показов в нестандартных контекстах, публикаций, педагогических, социальных и перформативных интервенций.

Глобальная пандемия требует перехода от институциональной критики к институциональной трансформации. От работы над тем, чтобы сделать неравенство видимым, пришло время фактически изменить наши институции, опираясь на феминистскую, квир-критику и постколониальное знание, а также на требования перераспределения заботы, и используя опыт целителей, медсестер, социальных работников, участников системы здравоохранения, педагогов, активистов и работников культуры. Программа курса «Практики кураторства в 21 веке: забота об искусстве, планете и других» будет не только побуждать студентов развивать свою личную кураторскую практику путем проведения выставок, публикаций и мероприятий (финальный групповой проект будет выступать в качестве кульминационной точки курса), но также сделает упор на погружение в историю становления кураторской профессии, историю выставок и современную критическую теорию, поэтому важной частью курса станут ридинг-группы и коллективные разборы основных современных текстов важнейших философов, теоретиков и искусствоведов – от постгуманитарных исследований до постколониальной теории. Благодаря сочетанию лекций, семинаров, мастер-классов и независимых исследований студенты знакомятся с самыми актуальными дебатами в современной кураторской сфере, особенно в тех случаях, когда они пересекаются с социальными, политическими и этическими проблемами. Программа курса будет выстроена на постоянном диалоге с приглашенными российскими и зарубежными специалистами выставочного дела, теоретиков и культурных продюсеров, что будет способствовать формированию глобальной международной кураторской профессиональной оптики, а также будет включать закулисные посещения ключевых художественных учреждений Москвы и других российских городов (по желанию, студенты смогут посетить основные региональные центры современного искусства и познакомиться с их проектами). Встреча с кураторами различных российских институций позволит получить бесценный опыт знакомства с реальными ситуациями и профессиональными проблемами активных практиков современного искусства.

Больше информации и подача заявки