Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
60 актуальных событий

Прошлое, настоящее и будущее музеев. Интервью с музейным социологом Любовью Петруниной

С 25 по 29 мая в Москве пройдёт главное музейное событие года — фестиваль «Интермузей 2017». Для того, чтобы понять, что такое современный российский музей и каковы перспективы его развития, мы поговорили с независимым музейным социологом Любовью Яковлевной Петруниной.

– По каким критериям можно определить качество работы современного музея?

– Над этим вопросом бьются уже несколько лет подразделения Министерства культуры, и пока все предложенные параметры оценки едва ли можно считать оптимальными, а вы хотите, чтоб я вот так запросто назвала критерии качественной работы музея. Оценки качества все равно сопряжены с количественными показателями, но те, по которым отчитываются сегодня музеи, нечувствительны к качественным характеристикам. Ажиотаж вокруг «голой цифры» посещаемости лишает музеи возможности вдумчиво выстраивать собственную стратегию.  Год назад была опубликована статья крупнейшего специалиста музейной сферы США Максвелла Андерсена, где он предлагал разработать новую систему оценки работы музеев, и в первых строках призывал обратить внимание на выполнение образовательной миссии, а затем уже популярности и репутации музея. Он говорит, что толпы в залах едва ли являются свидетельством хорошей работы и финансового благополучия. И с ним трудно не согласиться. Ведь музей единственное место, куда можно прийти одному и поразмышлять над «вечными» ценностями, сохраняемыми поколениями. Смещение приоритетов в сторону посещаемости в ущерб научной работе с коллекциями, их осмыслению и собирательству — двумя другими задачами музея в обществе, грозит потерей исторически сложившегося места и превращением его как важнейшего социального института памяти в нечто иное.

– Изменилась ли аудитория музеев сегодня?

– Аудитория музеев претерпевает значительные изменения в последнее время. Пока еще не в полной мере осмыслены культурные последствия преобразования действительности интернетом. Если раньше состав посетителей можно было с достаточной  точностью описать, используя методы социологии, и соответственно выстраивать с учетом этого программу взаимодействия, то теперь это сделать труднее, так как доля посетителей виртуальных экспозиций музеев не  поддается описанию, кроме количественных показателей. Между тем она значительно выросла и теперь  перекрывает долю реальных посетителей.  Можно  наверняка предположить, что  виртуальные посетители музеев — это молодые люди, тогда как реальные посетители в основном люди около 40 лет и старше. Вместе с тем, увеличилась доля посетителей дошкольного возраста и их состав «помолодел»: музеи работают уже с 3-летними детьми.

Вместе с тем посетители хотят получить в музее не только сухие знания, но и эмоциональную разрядку, им нужен сегодня «сторителлинг» и интерактивность, они хотят узнать ту информацию о предмете, которая им лично интересна.

– Можно ли говорить,  что музейный сектор развивается сегодня интенсивнее, чем, например, 5-10 лет назад? Чем это обусловлено?

– Многие эксперты указывают на то, что мы переживаем период музейного бума. И количественные показатели это подтверждают. Так, ВЦИОМ подсчитал, что доля  посетителей музеев в России выросла с 79% в 2008 г. до 89% в 2016 г.

Это уже вторая волна музейного бума. Первая (1970-80-х гг.) являлась отголоском «оттепели» 1960-х гг., была связана увеличением доли людей с высшим образованием, их ценностными ориентациями, и активностью профсоюзов, занимавшихся организацией экскурсионного посещения музеев. Сегодняшняя волна обусловлена поиском идентичности в ситуации распада империи и «мест отдохновения» от стрессогенной  действительности. Не случайно наибольшей  популярностью  пользуются исторические музеи, тот же ВЦИОМ дает цифру в 50%, а вторыми идут художественные музеи с долей в 30%.

Этим же объясняется и большой рост частных музеев, личных коллекций.

– Какие факторы привлекают посетителей в музеи сегодня?

– Если прочитывать ваш вопрос как просьбу перечислить наиболее эффективные способы привлечения посетителей, то это будет во-первых,  скандальная ситуация, связанная с громким именем или событием, например, посещение Путиным выставки Серова в Третьяковской галерее и последовавшее затем столпотворение с разбиванием входных дверей.  Далее —  подготовленные PR громкие акции, желательно бесплатные,  как, например , «Ночь музеев»  или  акция Сбербанка «Искусство сохранять» в Санкт-Петербурге и еще 17   городах России, когда в рамках бесплатного посещения музеев, организованных Сбербанком в честь своего 175-летия осенью 2016 года, в музеи пришли беспрецедентное количество посетителей, побив в эти дни все рекорды посещаемости музеев русского искусства в нашей стране.

Однако если говорить именно о факторах, действующих постоянных,  то и сегодня, и всегда ­­– это потребности людей в знаниях, любознательность или потребность в эстетических эмоциях. Если у людей среди их базовых жизненных ценностей есть ценности культуры, то это и есть единственно истинный фактор, который привлекает в музей.

– Если в СССР музей выполнял скорее идеологически-просветительскую функцию, то какую функцию реализуют музеи теперь?

 – После распада Советского Союза был период в два десятилетия, когда музеям позволено было выстраивать свою стратегию развития. В последние годы, к сожалению, музеи опять впрягают в «идеологическую колесницу» и это грозит новым кризисом музею как социальному институту.

– Каковы основные проблемы музеев в России сейчас?

– Музей ­ живой социальный институт, связанный со всеми аспектами общественной жизни. Темп современной жизни, кардинальная ее реформация интернетом, серьезная конкуренция внутри рынка досугового времяпрепровождения, изменение состава и запросов публики­ – вот факторы, оказывающие внешнее давление на музей. А внутримузейные проблемы – ­ это сложная бюрократическая система документооборота и согласований, сохранение высокого уровня профессионализма и преемственности в процессе обновления кадров, формулирование актуальной выставочной повестки, способной удержать внимание публики, налаживание диалога с посетителем, поиск адекватных форм обратной связи, прогнозирование результатов публичной активности, организация музейного пространства, удобного для всех категорий посетителей, выстраивание внятной музейной логистики, словом, комфорт  пребывания для посетителей. Еще музей должен уметь привлекать инвесторов, находить внебюджетные источники финансирования на свою деятельность. Если музей не выполняет хотя бы одну из этих задач, которая позволяет посетителям достичь адекватного понимания сегодняшнего дня, удовлетворить свои потребности, то он становится архаичным и не интересным никому, кроме сотрудников.

– Есть ли российская специфика в музейном секторе или эта сфера не сильно отличается от мировой практики?

– Есть, безусловно,  и она связана, прежде всего, со схемой финансирования. Музеи в России практически полностью находятся на государственном обеспечении сегодня. Именно поэтому они становятся «пристяжными» в государственной идеологической политике, чего не было в 1990-е гг. Экономическая ситуация в России, отсутствие система налоговых привилегий для инвесторов не позволяет музеям органически развиваться.

Разнообразие источников финансирования зарубежных музеев обеспечивает им относительную свободу в выборе стратегии развития, взаимодействия с обществом.

– Можете ли выделить несколько наиболее успешных музейных проектов?

– Мне, как музейному социологу, прежде всего,  интересны такие проекты, которые связаны с новыми формами  взаимодействия с посетителями, поиском ответов на их ожидания. Есть несколько интересных проектов, состоявшихся в 2016 г. Таков эксперимент  Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, когда была использована известная социологам мотивация посещения «увидеть любимую картину». Директор, вопреки мнениям специалистов-искусствоведов, организовал и  провел выставку «Русская живопись: избранное». Это была выставка произведений искусства, избранных не научными сотрудниками, а рядовыми посетителями – невиданное в искусствоведении дело! Первый этап ее назывался «Голосуй сердцем!» и приглашал посетителей  прийти в залы постоянной экспозиции, которые мало посещаются, и отметить стикером понравившиеся картины. Далее из тех произведений, которые набрали наибольшее число голосов,  отобрали для выставочного экспонирования  около 40 полотен. Выставка с подробными аннотациями пользовалась большим успехом еще и потому, что каждый, кто голосовал, мог сделать селфи на фоне любимого живописного полотна  и выложить фото в социальные сети. На сайте музея тоже появилась страница с этими селфи и рассказ о выставке.

Другой пример чуткого отношения к мнениям посетителей продемонстрировал Московский Биологический музей им. К.А. Тимирязева. Годичный мониторинг 2015 г.  показал, что посетителям наиболее интересна палеонтологическая тематика. И музей разработал удивительный выставочный проект: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Юрский период». Один из залов имитировал вагон метро, где в витринах расположились информационные материалы и останки древних моллюсков, которые могут увидеть пассажиры Московского метрополитена в мраморной облицовке станций. Посетителям не только подготовили экскурсии о древних обитателях планеты, специальные занятия,  но и мультимедийные  инсталляции с рассказом о  сегодняшних потомках древних обитателей, фото облицовки стен станций метрополитена и многое другое. Кроме того музей через игру-квест, вывел посетителей за пределы своих стен и продолжил «реальную экспозицию» в пространстве станций метрополитена, предлагая вместе с путеводителем и путешествие во времени. Игра и выставка пользуются большим успехом у публики, и музей уже  несколько раз продлевал по просьбе посетителей время работы выставки. Удивительно, что метрополитен не отозвался на приглашение музея стать партнером в этом замечательном проекте. Уже хотя бы разместили эту экспозицию в одном из вагонов, как это делается с киноискусством или изобразительным искусством.

Автор интервью: Альбина Кудрякова