Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
52 актуальных событий

«Пусть зритель сам решает, сказка это для него или нет»

Алина Глазун о стенде ArtTube Editions на ярмарке Cosmoscow

Каждый год в рамках международной ярмарки современного искусства Cosmoscow галерея ArtTube Editions представляет не просто стенд, а полноценный выставочный проект. Нынешний год не исключение. Основной темой стенда стала «Сказка», а курирует его художница Алина Глазун. В интервью ArtTube она рассказала о своем отношении к сказкам, о том, какие работы со стенда она унесла бы с собой и где еще на ярмарке можно увидеть ее собственные объекты.

Ты уже второй раз курируешь стенд ArtTube Editions. В прошлом году это был проект «10 способов сказать: Я люблю себя», который был посвящен любви к себе и самоподдержке. Чем тебе интересно участие в такого рода историях и ограничивается ли твой опыт как куратора только сотрудничеством с ArtTube Editions?

Алина Глазун: У меня был продолжительный период жизни, когда я занималась преимущественно кураторской деятельностью. Но всегда было ощущение, будто что-то тут не так. Потом я поняла: мне просто в принципе не очень близка идея того, что какой-то человек пытается подогнать искусство других под какую-то тему, как-то там его объяснить, оценить, пересобрать, расставить акценты на свое усмотрение. Сейчас интересный мне куратор — это тот, кто может изящно разместить работы в пространстве, не пытаясь экспозицией рассказать какую-то свою историю. Тот, кто позволяет работам сохранять свою полную свободу и многогранность.

Есть ли какие-то особенности в курировании именно стенда (в отличие, например, от выставки в галерее)?

Алина Глазун: Стенд на ярмарке — это прежде всего коммерческая история. Люди придут туда, чтобы купить, а не просто поглазеть, поэтому нужны простота и четкость в подаче работ. И главное: ArtTube Editions работает с тиражным искусством доступной ценовой категории, поэтому целевая аудитория очень широкая. Большая ее часть не коллекционеры, а люди, пришедшие за кусочком искусства, с которым они будут жить или подарят близким. Оно должно быть «удобным» в техническом плане, не должно разваливаться или быть слишком ветхим. Нужно, чтобы его было легко унести домой в пакете или в коробке. Мы не продаем на стенде ArtTube что-то волшебно прекрасное, но сделанное из грязи и пыли. Нечто, что сложно взять в руки, не повредив, требующее специальных условий хранения или монтажа. Моя задача как куратора — в том числе проконтролировать этот момент.

В этом году тема стенда — «Сказка». Почему ты выбрала именно эту тему? Что ты в нее вкладываешь?

Алина Глазун: Сказка — это примерно все, что угодно. Я не фанат искусства «на тему», поэтому если уж задавать какие-то рамки, то пусть они будут максимально подвижными и эфемерными. Природа, сказка, слово, время — это все, на мой взгляд, такие категории, которые сложно ограничить типа «стоп, а вот это уже не про сказку». Мы с Аней Зыкиной, соосновательницей ArtTube Editions, даже решили трансформировать название в «Сказка?», добавив вопросительный знак и вместе с ним некоторую умственную и чувственную интерактивность для зрителя. Пусть зритель сам для себя решает, сказка это для него или нет.

А ты любила в детстве сказки? Есть ли у тебя любимые?

Алина Глазун: Честно — не могу вспомнить любимые сказки. Мне кажется, я скорее их боялась. Ну взять хотя бы Дюймовочку или Красную Шапочку… там же происходит лютая дичь.

Расскажи, пожалуйста, о том, как будет выстроена архитектура стенда и экспозиция.

Алина Глазун: В этом году мы решили сохранить простоту и лаконичность застройки, чтобы больше внимания было на самих работах. Но небольшой декоративный штрих все же внесли — добавили синюю кайму по периметру стенда, которая сделала его более цельным и придала некоторое сходство с оформлением книжек со сказками.

В этом году на стенде ArtTube Editions много новых художников, которые ранее не сотрудничали с галереей. Это Ксения Драныш, Дмитрий Кавка, Петр Кирюша, Алексей Рюмин, Дарья Сурмило и Ксения Шачнева. Расскажи, пожалуйста, о них. Была ли ты знакома с их творчеством до ярмарки?

Алина Глазун: У ArtTube Editions есть набор авторов, которых они показывают из года в год, например Валерий Чтак и Миша Most. Мне очень хотелось в этом году разнообразить состав участников.
Рюмин, Кирюша, Кавка — авторы, которыми я восхищаюсь очень много лет. Я сама выставлялась с ними как художник и работала с ними как куратор. Обожаю их искусство, они большие художники и я очень рада, что мы их представляем в этом году. Подвесные объекты Ксюши Шачневой я увидела в социальных сетях, и это была любовь с первого взгляда. Я прямо подумала, что все, без них наш стенд в этом году просто невозможен. Заполучить эти простые, но такие тонкие и элегантные объекты было непросто. Ксюша сейчас живет в Германии, а производство объектов находится в Казани. Но Аня Зыкина в очередной раз проявила организаторские сверхспособности, и все получилось. Что касается Ксюши Драныш — она не только популярная художница, но и модель, блогер, персонаж, который в представлении не нуждается. Мне показалось, что ее игривые и одновременно драматичные вещи отлично дополнят наш стенд. С творчеством Даши Сурмило я не была знакома ранее. Мне ее показала Аня Зыкина, и мы решили взять Дашину керамику ручной работы.

Помимо новых художников будет и много новых работ. Можешь ли ты выделить какие-то из них?

Алина Глазун: Мне очень-очень-очень сложно что-то выделить, мне нравится все. Ну как можно выбрать, допустим, между Тарой Тарабцевой, которая просто потрясающе чувствует материал, и Сашей Зайцевым, который на основе эмоджи создает какие-то невероятно экзистенциальные работы? Я долго думала: вот если бы у меня была возможность унести две работы домой, что больше всего резонирует именно со мной? И, наверное, это были бы бабочка Рюмина (у меня, кстати, фобия бабочек) и подвеска Шачневой.

Принимали ли участие художники в обсуждении концепции стенда? Возможно, они что-то предлагали?

Алина Глазун: Наше обсуждение выстраивалось главным образом вокруг самих работ: кто в каком медиуме хочет быть представлен, какой тираж и размер оптимален, как организовать производство.

В этом году ты представляешь только стенд ArtTube Editions — или на ярмарке где-то еще можно будет увидеть твои работы?

Алина Глазун: В этом году мои работы показывает галерея MYTH, там можно увидеть мою огромную инсталляцию со светящимися буквами и какое-то количество более камерных работ. В том числе полюбившиеся многим винтажные коврики, расшитые хрусталем.

А когда ты впервые поучаствовала в ярмарке Cosmoscow? Может быть, за годы проведения ярмарки происходили какие-то значимые, интересные для тебя события?

Алина Глазун: Ой, я уже даже и не вспомню. Но я с любопытством и, насколько это возможно, безоценочно, наблюдаю за трансформацией ярмарки, составом галерей и так далее.

На твой взгляд, сама ярмарка как-то меняется? Идет ли она в ногу со временем?

Алина Глазун: Меняется в ногу со временем. Времена сейчас очень непростые, и то, что ярмарка выжила, — это уже огромный успех.

Интервью и фото: Евгения Зубченко