Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
52 актуальных событий

Разговор со зрителем тет-а-тет

Ретроспектива Андрея Красулина в Московском музее современного искусства

Московский музей современного искусства при поддержке галереи pop/off/art подготовил ретроспективную выставку скульптора Андрея Красулина – «Практика, процесс, срез». Экспозиция собрана из скульптурных объектов, живописных и графических работ, и демонстрирует более 200 произведений, созданных в период с 1960-х по настоящее время. Творчество Андрея Красулина это во многом размышления на тему памяти и ее наследия. В основе его художественного метода лежит наблюдение за повседневностью, для него характерен интерес к простым вещам, особая поэзия и метафоричность. Специально для ArtTube кураторы проекта Серафима Кострова и Мария Доронина провели экскурсию, рассказав о самых интересных объектах.

Андрей Красулин, родившийся в 1934 году в Москве, в первую очередь известен как скульптор, однако его творчество гораздо шире. Он экспериментирует с материалом и формой, работает с металлом, деревом, бумагой и картоном, занимается живописью и графикой. «Он не был встроен в арт-тусовку, его нельзя отнести к нонконформистам или официальным художникам, – рассказывает Серафима Кострова. – За все советское время он участвовал всего в одной выставке, эта была выставка “Тринадцати” в Московском доме художника в 1979 году». Окончив Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне МГХПА им. С.Г. Строганова) по специальности «скульптор-монументалист», он долгое время работал по основной профессии: создавал барельефы для театральных вестибюлей, а также скульптуры, предназначенные для уличного пространства. Один из подобных объектов – макет фонтана «Древо жизни» – встречает зрителей в одном из первых залов. Скульптурный рельеф был спроектирован художником для Центрального института усовершенствования врачей в 1978-1980-х годах. Несмотря на то, что объект выполнялся по официальному заказу, он не вписывается в традиционные представления о городской скульптуре того времени, представляя собой абстрактную форму. Мария Доронина вспоминает с какими трудностями пришлось столкнуться при монтаже скульптуры. «Скульптуру привезли из Русского музея, а она не пролезает в дверь, – говорит она. – Просто катастрофа и нет никаких вариантов ее затащить внутрь, но мы знали, что все получится. В итоге открутили дверные ручки и фонтан удалось внести».

Экспозицию можно назвать зеркальной, хотя здесь представлены разные проекты и серии художника, им присущи мотивы и темы, к которым он возвращался на протяжении всей своей жизни. «Так как это большое пространство, мы попытались разделить экспозицию на тематические блоки, и уже с учетом этого отбирали наиболее значимые работы, – поясняет Серафима Кострова. – Мы хотели показать Красулина с разных сторон, ведь у него очень многогранное творчество». Выставка разместилась в тринадцати залах, здесь можно увидеть и самые ранние работы Андрея Красулина – деревянные головы, включая самую известную, «Портрет отца» 1960 года, а также различные ее вариации, созданные художником за годы. К образу отца, биологу Николаю Красулину, который потерял ногу в Великой Отечественной Войне, художник возвращается не раз, в том числе в проекте «Инвалиды войны». Отдельный зал посвящен созданию памятника Владимиру Высоцкому, проект не был реализован, но можно увидеть эскизы: вариации монолита с крестом, прорезанным насквозь.

Есть отдельный зал с небольшими объектами, где виден интерес Красулина к форме и фактуре, к какому-то случайному соединению вещей, которое он находит, превращая предметы быта в нечто важное и памятное. «Например, возьмем картонный рулон от фольги и то, как он может сочетаться с деревом и сеткой, облепленной бумагой, – поясняет Серафима Кострова. – В какой-то момент он находит это сочетание, и оно для него становится ценным. Здесь же, например, находятся картонные упаковки от лампочек, они становятся памятниками исчезающим вещам, происходит утрата формы во время отливки, бросовые вещи получают мемориальный облик». Примечательно, что это очень малые миры, как отмечают кураторы, по-настоящему масштабных вещей у Красулина не столь много. «В его искусстве присутствует очень личная, частная интонация, диалог со зрителем тет-а-тет», – отметила Мария Доронина.

Художник экспериментирует с сюжетами и мотивами в своих основных циклах сериях: «Коробки», «Полосы», «Доски», «Пейзаж», «Табуретки». В них автор стремится выявить структуру и дойти до сути формы. «Коробки как такая универсальная форма, которая есть, была и будет, – продолжает Серафима Кострова. – Коробки появляются у него и в живописи, он делает отливки из бронзы. Вот, например, коробка, которая пережила у него наводнение в мастерской, она хранилась сначала в обычном виде, потом покорежилась от воды, он покрыл ее воском, чтобы сохранить форму». В серии «Доски» в качестве материала Красулин использует исхоженные доски из собственной мастерской. «Андрей Николаевич переехал из своей первой мастерской в другую, он ценит все, что его окружает, он многое сохраняет как важное для себя, и материалы в том числе, – рассказывает Серафима Кострова. – Половые доски, по которым он ходил 30 лет, были сохранены для хозяйственных нужд и убраны на антресоль. И в какой-то момент они на него посыпались, упали и таким образом воззвали. Перед нами эти вертикали и горизонтали, которые превращаются в природные элементы. В начале 90-х, пытаясь отказаться от скульптуры, Красулин часто выкрашивал ящики, здесь же доски тоже превращаются в крашеные полосы, которые смотрятся как пейзажные элементы. Помимо темы природной есть еще вторая сторона у этих вертикалей. Иногда Красулин называет их “синодиками”, здесь есть связь с поминальными списками. В какой-то момент Красулин попытался составить список близких людей, ушедших из жизни, и он понял, насколько большим он получается. И этот синодальный список превратился у него в такую вертикаль, подавляющую своим размером, длиной и высотой». Тема случайных закономерностей продолжается в минималистичной живописи и графике художника, тесно связанных со скульптурой. «Это и интерес к форме, и к фактуре, экспериментирование с материалом, – поясняет Серафима Кострова. – Он сам замешивает акрил с пигментом, часто добавляет известняк, чтобы создать фактуру. В его живописи важна случайность, случайный жест, который самоценен».

Серафима Кострова показывает любимый объект – инсталляцию, которая заняла целый зал – «Бронза о Мандельштаме». «Красулину предложили поучаствовать в конкурсе по созданию этого памятника, при этом он сразу понимал, что он не хочет делать официальный надгробный памятник, он хотел сделать памятник самой поэзии, – говорит она. – Все объекты кажутся такими странными, сложными, но, когда мы читаем Мандельштама, нам тоже часто кажется, что мы имеем дело с непонятной, метафоричной поэзией, основанной на аллюзиях. И Красулин сумел передать метафоричность поэзии Мандельштама в своих бронзовых объектах. Естественно, памятник доверили реализовывать другому архитектору, но то, что сделал Красулин, превратилось в целый цикл, который он показывал в нескольких проектах, в том числе в 2008 году состоялась выставка в Музее Архитектуры, где так же в песке, как и мы здесь экспонировали, показывались эти маленькие объекты». Все объекты небольшого размера были сделаны для проекта 2008 года, а специально для выставки в ММСИ Красулин решил вернуться к этой серии и сделал для пространства музея большие скульптуры. Некоторые уже отлиты в бронзе, а часть пока что сделана из картона, таким образом скульптуры выставлены, как в мастерской, в процессе создания. «В этой серии важно, что здесь есть момент состояния work in progress, которое мы видим в самих работах, – говорит Мария Доронина. – Красулин сам пытался ухватить этот переходный момент из одного состояния в другое».

Выставка позволяет проследить эволюцию творческого метода и художественного языка автора, показывает его важнейшие работы, эскизы памятников в городской среде, значительные выставочные проекты, а также работы, выполненные специально для выставки. Но актуален ли художник сегодня? Этот вопрос кураторы посчитали странным. «Все, что мы здесь видим, довольно явно пересекается с сегодняшним днем, – говорит Мария Доронина. – В своем творчестве он поднимает вопросы о том, как сегодня существует скульптура в городском пространстве и что такое монументальный декор. Это не нужно осовременивать. Проблема памяти – супер актуальная повестка. Если говорить о более ранних работах, то мы видим постоянные эксперименты с материалом, а это сейчас один из самых актуальных сюжетов. Ему интересно то, что его окружает, мы видим природные мотивы в его творчестве, и поправьте меня, если повестка с природой не актуальна сегодня». Выставку можно посмотреть до 21 ноября включительно.

Текст и фото: Евгения Зубченко