Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
52 актуальных событий

Рецензия на выставку «Что там наверху?»

О диктатуре наверх смотрящего.

Одним холодным зимним вечером на неком московском острове в десятый раз ровным счетом не происходило ничего необычного. Как раз в то же время на Юго-востоке Москвы в арт-пространстве «Полиграфический цех» закрывалась групповая выставка молодых художников, размышляющих о современных мифах-ловушках, новейших идолах, власти и о вопросах собственной значимости.

В названии выставки «Что там наверху?» помимо концептуального аспекта заложен и основной принцип экспонирования – работы располагались на высоком потолке громадного зала бывшей полиграфической фабрики. Сайт-специфичность выставки позволила технически разным проектам вступать во взаимодействие друг с другом и помогла раскрытию основной темы. Куратор выставки Кирилл Жилкин пояснил: «Мне хотелось показать, что мы постоянно наблюдаем за кем-то, кто «выше» нас по социальной лестнице, богаче и известней. Мне хотелось, чтобы у зрителя возникал легкий дискомфорт – когда долго смотришь наверх, начинает болеть шея».

Продолжая мысль Кирилла, скажем, что подобный дискомфорт сегодня заключен в потере собственного тела наблюдателя. Как описал наше сегодняшнее состояние Борис Гройс, мы вовлечены в «мировой театр, в котором всё в конечном итоге связано с телом». В глобальных декорациях, как это ни печально, любой дискурс исчерпывается «отрывочными выкриками, лозунгами и восклицаниями». Философ пессимистично выносит приговор нашему времени как продолжающейся эпохе фашизма – он изгнан из политики, однако надежно обосновался в средствах массовой информации. И здесь он оказался благодаря нам самим, т. к. мы боимся вопроса – «чем героическое тело медиазвезды отличается от негероического тела зрителей»? От того в глобальных СМИ и нет «идеологически постулируемого демократического равенства всех».

Нам в наших российских реалиях, конечно же, еще сложнее, так как, даже находясь вне манипулятивного пропагандистского пресса СМИ, мы пока еще не способны осознать личную свободу и ответственность, которые только и могут наделить нас собственными силами и вывести за пределы коллективного создания и почитания искусственных богов. Но как можем мы осознать это, все еще пребывая в традиционном обществе, так и не прочувствовав в полной мере модернизм, однако обосновавшись на его осколках, к тому же отчаянно лавируя в толще непонятных, но неизменно поступающих в наши реалии элементов постмодернизма? Для этого и нужна постоянная рефлексия на тему собственной идентичности и непрерывная дискуссия в поисках языка соприкосновения разных социальных конструктов.

Но пока мы решаем не думать, сложные и серьезные вещи неизменно смешиваются с роликами о котиках, енотиках и картинками звездных тел, превращаясь в легкую постмодернистскую иронию. Не в силах противостоять этому процессу мы теряем сопричастность происходящему, все становится лишь антуражем нашей жизни. Так и растет «гламурная гильотина», чей образ отразил в одноименном проекте художник Сергей Пожильцов. Забыв об истинном смысле инструмента казни, мы играючи превращаем его в объект своего интерьера.

В работе «Мистерия осла» Елена Сахарная размышляет о том, как легко сегодня на мировой сцене появляется некое комичное происшествие, отводящее внимание от действительно серьезных и важных вещей. В средние века в церквях иногда проводились шуточные ослиные мессы вместо серьезных церемоний. Сегодня же ритуал осла стал для нас настоящим откровением, так мы с легкостью поглощаем известные клеше, отказываясь понимать, откуда они собственно взялись и что означают.

Наше приватное жизненное пространство из раза в раз непосредственно сталкивается с обыкновенной реальностью кумиров. И это становится столь важным, что собственные будни мы конструируем исходя из предпочтения любимых селебрити. Евгения Мельникова в проекте «Only with you» запечатлевает образы знаменитостей, буквально возникающих перед дверными глазками квартир. Так наша собственная жизнь плотно переплетается с несуществующими буднями выдуманных персонажей, и мы жадно поглощаем эти искусственные жизни. Тысячи специалистов раскрывают свой взгляд на эти фальшивые истории вместо работы с действительно важной информацией. И в проекте Елизаветы Кравецкой «Взгляд Медузы» эти знатоки предстают в образе огромных пластиковых глаз, раскачивающихся под потолком «Полиграфического цеха». Но как можно их винить, мы действительно нуждаемся в этих историях. Где же теперь находятся наши собственные глаза, возможно уже нет никакой разницы между настоящей и пластиковой жизнью? Мы впустили выдуманного персонажа в свою квартиру, сидим с ним за одним столом и поглощаем еду. И непонятно зачем нам вообще нужен этот гость, но все это стало слишком привычно, даже то, что наш собственный стол со стульями перевернулись с ног на голову, и мы едим на потолке, как в работе Дмитрия Самодина «Ужин со слоном».

Александр Голынский в инсталляции «Точка зрения зависит от места сидения» собрал десятки стульев из аудиторий соседствующего с выставочным залом техникума им. Л. Б. Красина и расположил их так, что они образовали вертикальную диагональ, уходящую к потолку зала. С помощью этих стульев, на которых сидели студенты разных курсов, художник размышляет о том, как трансформируется жизненная позиция при движении по социальной лестнице, как резко меняется отношение социума к человеку, находящемуся в процессе этого подъема. В видеоработе «Циркуляция» Александра Минченко, где некий персонаж проходит этаж за этажом высотного здания, словно преодолевая уровни компьютерной игры, передана основная цель существования человека в обществе – бесконечный подъем по социальной лестнице, нескончаемое восхождение к звездам, к деньгам и славе.

Выставка заканчивается работой Катерины Крестовой «Перелет», фигура падающего человека заставляет задуматься, что за беспредельным подъемом, порой следует стремительное падение. Возможно, стоит поразмышлять над тем, что все наши «тела» достойны демократического равенства, что гораздо важнее не холить и лелеять свой внутренний фашизм и благоговение перед выдуманными персонажами, а спуститься с небес на землю и просто пытаться разговаривать друг с другом.

Автор статьи: Ольга Бутеноп