Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
52 актуальных событий

Спецпроект Cosmoscow 2022 – Phygital Is the New Digital

Художники ищут связь между цифровыми и физическими объектами

В этом году в рамках ярмарки Cosmoscow 2022 будет представлен специальный проект – выставка Phygital Is the New Digital или Искусство 3.0. От цифры к объекту. Он объединяет единомышленников арт-группы Instigators, работающих с цифровым искусством и возможностями блокчейна, и создающих работы, находящиеся одновременном в двух пространствах: дигитальном и физическом. Мы пообщались с художниками – Ксенией Обуховской, Дмитрием Шабалиным, Кириллом Рейвом и Денисом Давыдовым – и попросили их рассказать о работах, которые они планируют представить.

Денис Давыдов и Ута Бекая. Melancholia (из серии “Sacred Creatures: Bajbajas”), 2022. Предоставлено 4ARTechnologies.

Денис Давыдов:
«Sacred Creatures это наш совместный проект с грузинским художником Ута Бекаия. В рамках проекта задумано 8 «семей» различных фантазийный созданий. В цифровой секции Cosmoscow, будет представлено создание из первой семьи: Bajbajas. Данная семья была создана в постковидный период и постулирует гибкость, адаптивность и открытость к трансформации, а также верность традиции и культурному коду. Формально наша работа строилась так: Ута разработал акварельную текстуру, рисунок, который был отсканирован, адаптирован и наложен поверх трехмерной модели, разработанной мною. Далее путем различных визуальных экспериментов с симуляцией и генеративной графикой я создал зацикленную бесшовную анимацию. Работа стала лицом ArtDubai Digital и вошла в ТОП 5 проектов “Not to miss”, в рамках главной ярмарки Арабского мира.

Денис Давыдов. misha_noname (из серии «The Others Will Join»), 2021. Предоставлено автором и Instigators.

The Others Will Join мой сольный проект, который базируется на восточно-европейской и советской керамической школе. Это коллективный слепок с различных объектов, которые были найдены или «открыты» на барахолках. У меня в детстве были похожие вещи, моя бабушка их коллекционировала, так они вошли в мою память. Безусловно это очень теплая серия, она близка мне символически. При это проект носит кочевой характер: я его начинаю, оживляю керамику в танце, раскрываю ее через музыку и приглашаю художников из других стран вплести в нее свои культурные элементы. Важно, что у каждой работы в серии разная музыка. Как только происходит коллаборация с художником другой культуры, то туда привносится другой музыкальный фон, трансформируется и сама работа. Именно поэтому я называю свой проект номадическим».

Ксения Обуховская

Ксения Обуховская:
«Я представлю часть своего проекта “Soft Infiltration”, который стал финалистом конкурса Nova Art 8 и был показан в Петербурге прошлым летом. Важно отметить, что для Cosmoscow я его дополнила, в частности digital предметы приобрели другой вид. Я покажу три скульптуры, выполненные из 3D печати и дополненные гибридной техникой такой как полиморф, это плавящийся пластик, и силикон. Я также покажу их цифровой прообраз, который будет представлен на NFT маркет-плейсе. Сам проект вдохновлен мифом о киборге и рассказывает спекулятивную историю о том, как медицинские технологии в будущем станут такими же человечными, условно говоря, чувствительными, как и само человеческое тело. Также я покажу видео-эссе, это CGI проект около пяти минут об истории создания этих биотехногенных инструментов. Большим вдохновением для моего проекта стал фильм Дэвида Кроненберга “Связанные насмерть”. История о двух врачах, одержимых тем, чтобы оперировать на женщине-мутанте, специально для этого они изобрели новые инструменты. Я взяла эскизы чертежей этих инструментов и на их основе сделала свои в 3D формате. В целом же в рамках проекта я пытаюсь создать вариант будущего, в котором медицинские технологии развиваются вместе с человеческим телом».

Дмитрий Шабалин

Дмитрий Шабалин:
«Человечество вошло в цифровую эру, где технологии выступают как самостоятельный кибер-инструмент и меняют понимание о красоте и назначении искусства в целом. Искусство трансформируется из чисто рукотворного ремесла в микс человека и технологий, и в этом симбиозе рождается новое течение – киберискусство. Соединение физического и цифрового, названное «фиджитал» – попытка определить, что же имеет право остаться в вечности – физическое или виртуальное? Переход в цифровое поле, где физического объекта не существует, а есть только экран или голограмма, привлекает меня своим потенциалом. Я воображаю, как может выглядеть голограмма маски, летающая в небе и разговаривающая с кем-то, кто в этот момент пьет кофе в воздушном такси. А что, если в будущем искусство будет существовать не только на земле, но и в небе?

На выставке «Phygital Is the New Digital» физическая маска представлена вместе с посвященной ей анимацией и перенесена в космос. Идея этой работы родилась около года назад, когда я решил впервые сделать точную 3D-копию имеющейся маски и впоследствии её оживить. Я представил, как разные элементы маски крутятся в пустоте, подобно планетам, потом они в вихре собираются в единую маску и далее обратно распадаются на части. Эта анимация в процессе работы получила название Universum. Триптих Universum – триединое онтологическое высказывание, посвященное загадке мироздания, в частности акту творения – созидания мира и акту разрушения – энтропии. В каждом из трех видео я размышляю о процессах, происходящих во Вселенной, начиная с движения планет и силе притяжения и вплоть до формирования галактик, и далее о рассеивании элементов в пространстве. Эти процессы объединены ликом: символом Божественного присутствия, очеловеченным, но скрывающимся под маской существом – Абсолютом. Маска в данном случае предстает как объединяющий эти космогонические процессы субъект – одновременно лик универсума и собирательный образ мировой тайны. Работая с маской как с инструментом самопознания, я пытаюсь найти ответы на вопросы о творении мира и создания человека. Что есть та сила, которая движет сферами планет? Как и кем была сотворена жизнь? В чем заключается глобальная задача человечества и, в частности, каждой души? Мои высказывания основаны на переживаниях мистических опытов, увлечениях нео-космизмом и антропософией, а также на моих экстатических фантазиях и снах, в которых я путешествую по другим измерениям.

При помощи масок я создаю собственную вселенную фэнтези–персонажей – космических странников, полубогов, рыцарей небесных алтарей. В работе я каждый раз воображаю перед собой новый образ и перевоплощаюсь в него в процессе. Маска – отражение моих эмоций в моменте, и одновременно выдуманный мною персонаж со своим характером, собранный из предметов, которые я нахожу вокруг. Это также коллаж из символов нашего времени: украшений и игрушек, бытовых предметов, природных элементов и других найденных предметов. Таким образом, через маску я транслирую образ современной цивилизации. Маска, согласно своей древней традиции, олицетворяет эпоху, в которую она создана».

Кирилл Рейв

Кирилл Рейв:
«У меня будет представлен один объект в двух измерениях: физическом – скульптура и дигитальном – видео с NFT. Его я создал специально для немецкой биеннале медиа арта “Ангидрид” в 2019 году, которая проводилась в пещере Барбаросса в Тюрингии. Организаторы изначально решили провести мост между древностью, архаичностью и современными технологиями. Очень интересный эксперимент, который провоцировал на то, чтобы эту связь подчеркнуть. Я представил объект, который заключает в себе цифровое прочтение отсканированного древнего черепа. С другой стороны, в нем присутствуют и современные артефакты в виде глитча и 3D печати, то есть современных технологий. По смыслу это некий символ истории людей, которые пытаются разобраться откуда они появились, но, собственно, никому еще не удавалось узнать самые истоки. Всегда находится что-то что было еще раньше. И чем дальше мы в моменте от сегодняшнего дня, тем дальше нам приходится строить свои теории, убеждения и это становится мифическим началом. Поэтому этот объект имеет такие наросты как некое неизвестное. Я все свои работы делаю исходя из образа, каждая из них соединяет в себе большую концентрацию разных смыслов, и я постепенно для себя их открываю, я с ними работаю как с эскизным вариантом, который не может быть никогда закончен. Еще одна тема, которая присутствует в моей работе, это бинарность, поскольку здесь есть для меня очень яркий образ цифровых технологий. Большинство корпораций и людей стремятся к какому-то совершенному будущему, где ошибок и сбоев будет меньше, а еще лучше если их вообще не будет, и мы будем жить в мире каких-то идеальных технологий. На самом деле это противоречит природе человека, цикличности его жизни. Любой опыт человека – это череда ошибок и познание анализа этих ошибок. В каком-то смысле человек пытается отказаться от того, что является для него первозданным. В своей практике я предлагаю смотреть на открытие новых технологий как на своего рода чудо, а не как на то, что обязательно должно идеально работать. Мне кажется, такой взгляд позволяет лучше понимать мир, его хрупкость и его внутреннюю природу, которая на самом деле неразрывно связана с человеком».

Подготовила Евгения Зубченко