Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
60 актуальных событий

Тема смерти и любви в творчестве Эгона Шиле

В московском ГМИИ имени А.С. Пушкина уже третий месяц проходит грандиозная выставка графики двух главных австрийских художников ХХ века – Густава Климта и Эгона Шиле. Россиянам впервые представлено около 100 работ этих художников: этюды, эскизы к живописным работам, автопортреты, обнаженная натура. Выставка вызвала настоящий ажиотаж – за это время выставку посетили сотни тысяч человек!

Про Климта в России уже давно все слышали, читали, а вот творчество его последователя Эгона Шиле – австрийского экспрессиониста чешского происхождения – еще не совсем проторенная дорога.

Фото: Эгон Шиле со своей картиной

ArtTube решил рассказать своим читателям об одной из главных тем в творчестве Эгона Шиле – теме смерти и любви.

Эгон Шиле оказался одним из тех уникальных художников, обладающих своим собственным стилем – он стал родоначальником австрийского экспрессионизма. Его самостоятельный художественный язык развился достаточно рано, когда он отошел от гламурных и изящных образов Климта – всего в 19 лет. Его образы очень узнаваемы за счет нервной, экспрессивной линии, полузакрашенных жилистых тел на абстрактном фоне.

Ни для кого не секрет, что человека формирует детство, у Шиле оно было крайне драматичным и тяжелым. Он рос в подавляющей обстановке – финансовые трудности, тяжелая болезнь отца, непонимание матери. В 1905 году случается событие, перевернувшее мир будущего художника, – от нейросифилиса умирает отец Шиле. Именно после этого смерть стала главной темой для Шиле, она сформировала его как художника.

«Я не знаю, есть ли кто еще на свете, кто вспоминает моего бедного отца с такой печалью, как я. Способен ли кто-нибудь понять, почему я посещаю те места, где он бывал, и какую боль я чувствую при этом. Я верю в бессмертие всех существ. Почему я рисую могилы и тому подобные вещи? Потому что умершие продолжают жить во мне» –  писал художник.

У матери и отца художника были очень непростые отношения, что отразилось на характере единственного сына, сделав его нервным, неуправляемым, своенравным с манией величия.  Мать, отдав сына после смерти мужа на воспитание своему брату, тихо исчезла из жизни подростка, забыв и мужа, и сына, чего Эгон Шиле никогда не мог ей простить.

Фото: Семья Эгона Шиле. Слева — маленький Шиле

Отношение к матери можно увидеть в картине «Умирающая мать». Он пишет ее еще при жизни матери. Бледная, костлявая женщина с измученным лицом держит младенца. Ее ребенок, завернутый в черный кокон, полон жизни. Черный фон вокруг матери и ребенка усиливает трагичность картины и говорит о присутствии смерти уже в самом зародыше жизни. Не надо быть психоаналитиком, чтобы понять мотивы художника. В то время Шиле увлекался идеями Фрейда, и трактовок этой работы может быть несколько: выражение обиды на мать (ее намеренное умерщвление), воспевание собственного гения (мать умирает, чтобы дать жизнь младенцу).

Фото: Эгон Шиле. Умирающая мать, 1910

Впоследствии сюжет матери с младенцем будет довольно частым, только на всех этих работах заметна грань и дискомфорт между ребенком и его матерью. Таким образом, Шиле выражал свое отношение к матери, которая была неспособна дарить сыну свое тепло.

Фото: Эгон Шиле. Мадонна с младенцем, 1908.

Фото: Эгон Шиле. Мать с ребенком, 1914

Фото: Эгон Шиле. Мать с ребенком, 1912

С тех пор смерть и любовь тесно и неразрывно шли через все творчество художника – любовь вплеталась в смерть, а смерть – в любовь. Важной темой поэтики Шиле всегда была и оставалась биполярность, проявлявшаяся в одновременном влечении к смерти (мортидо) и к жизни (либидо), саморазрушении и самолюбовании, страдании и наслаждении. Именно такое внимание и выражение своего Я и погружение в собственный мир позволило Шиле совершить переход от модерна к экспрессионизму.

В своих портретах Шиле намеренно отказывался от красоты, показывая невозможность совершенства – узловатые и ломанные линии, скрюченные и напряженные тела, гримасы, внутреннюю истерию, пороки, разрушающие человека.

Фото: Эгон Шиле. Автопортрет с растопыренными пальцами

Понять тему любви в творчестве Шиле поможет сама история романа художника с его натурщицей. Примерно с 1911 года на листах и полотнах Шиле появляется загадочная рыжеволосая девушка. Эту музу и возлюбленную художника звали Валли (Вальбурга) Нойциль, девушка из бедной семьи, работавшей натурщицей. Отношения Эгона Шиле и Валли Нойциль были самыми продолжительными для обоих – 4 года. За эти годы он написал свои самые знаменитые и узнаваемые работы, включая известный портрет Валли, который висит рядом с портретом Шиле в музее Леопольда в Вене.

Фото: Эгон Шиле. Портрет Валли, 1912

Их любовь была такой же бурной, равно как и драматичной –  их роман кончился женитьбой Шиле на «социально» подходящей кандидатуре.

Шиле познакомился с Валли в мастерской у Густава Климта: по легенде, юная Нойциль работала натурщицей у великого модерниста. Сначала отношения между Шиле и моделью были профессиональными – она позировала, он платил гонорар, но вскоре это переросло в бурную страсть. В 1911 году они переехали в чешский город Крумау (ныне Чешски Крумлов, где сейчас находится арт-центр Эгона Шиле). Но ханжеский и провинциальный город оказался недоброжелателен к аморальному сожительству Шиле с несовершеннолетней девушкой, и любовникам пришлось уехать в Нойленгбах, небольшой австрийский городок. Там, в мастерской Шиле все чаще появляются юные модели, что беспокоит местных жителей. Шиле даже отсидел в тюрьме за подозрение в растлении несовершеннолетней. Пока шло судебное разбирательство, Шиле провел три недели в тюрьме. В этот период Валли всячески поддерживала его, приносила еду и материалы для рисования. Позже он напишет: «Среди моего ближайшего окружения не нашлось никого, кто что-либо сделал для меня. Кроме Валли, с которой я не так давно был знаком. Но ее поведение было настолько благородным, что я был покорен».

Союз Шиле и Нойциль был благотворным во всех отношениях: Валли без устали позировала, как соло, так и в паре с другими девушками. Именно в период их романа Шиле утвердился как самостоятельный художник со своим собственным уникальным стилем. Валли несомненно вдохновляла художника, ее портреты проникнуты теплотой, любовью.

Фото: Эгон Шиле. Валли в красной блузке, 1913

К 1914 году Шиле не без помощи Климта становится одним из главных художников Австрии, у него своя студия, много заказов. Но отношения с Валли трещат по швам – это заметно по графическим работам, в которых черты модели сводятся до условностей и едва различимы, автор терял интерес к личности модели. Это видно по одной из работ того времени  «Половой акт» (снизу).

Фото: Эгон Шиле. Половой акт, 1915.

Вскоре Валли узнает, что её возлюбленный всерьез увлечен сестрами Эдит и Адель Хармс, жившими по соседству. Шиле, уже вовсе потерявший связь с реальностью, предлагает им всем жить с ним посменно.

В 1915 году, после получения повестки о призыве на военную службу, Шиле напишет в письме критику и коллекционеру Артуру Рёсслеру, что планирует «жениться как можно выгоднее, но не на Валли». В том же году он объявляет Валли, что женится на Эдит Хармс, но предлагает компромисс – каждый год вдвоем проводить летний отпуск без супруги. Валли не стала принимать этого унизительного предложения. Девушка из низших слоев общества оказалась гораздо более стойкой, чем кто-либо мог ожидать. Удар в спину от Шиле не сломал ее, напротив — она пошла учиться на медсестру и трудилась в венском военном госпитале. А в канун Рождества 1917 года Валли умерла от скарлатины в хорватском городе Синь, куда отправилась в составе миссии Красного Креста.

Тема любовной пары для Шиле всегда была важна. Он был убежден, что человек по своей сути одинок, и поэтому в его монументальных работах часто встречается мотив встречи мужчины и женщины как встречи смерти и жизни. Для него этот сюжет –  это сочетание мортидо и либидо, невозможность одного без другого.

Фото: Эгон Шиле. Любовная пара, 1913

Одной из последних работ, где Шиле изображает себя вместе с Валли, был их совместный портрет (фото снизу). Тут заметен охлаждающийся интерес к модели: Шиле делает из героев кукол, их черты не узнаваемы, они совершенно безлики. Их позы напоминают позы героев других работ, где изображена пара – девушка, вцепившаяся в мужчину, тянущаяся к нему, и мужчина то нависающий над ней, то совершенно безразличный, погруженный в себя.

Фото: Эгон Шиле. Портрет с Валли, 1914-1915 гг.

После расставания с Валли он написал картину «Мужчина и девушка», где на  фоне унылого и сурового пейзажа изображает влюбленных, обнимающихся в отчаянном порыве, их тела разделены в предвестии скорого расставания. Тонкие и слабые руки девушки обхватывают любимого, взгляд выражает невозможность изменить произошедшее. Мужчина, одетый в черный плащ, одной рукой прижимает к груди голову девушки. На его лице отрешенность, взор застывший и безмолвный. После известия о смерти Валли художник переименовал картину в «Смерть и девушка», в роли смерти выступал сам Шиле. Измененное название совершенно изменило трактовку картины: девушка оказывается в объятиях смерти, смерть губит жизнь. Возможно, таким образом Шиле хотел сказать, что считал себя виновным в ее кончине. Ведь останься он с ней, Нойциль не уехала на фронт и осталась бы жива. Но ему самому оставалось жить совсем недолго: всего десять месяцев спустя Эгон и беременная Эдит умерли от испанки.

Фото: Эгон Шиле. Смерть и девушка, 1915

В картине «Объятие» Шиле изображает пару, поглощенную вихрем страсти. Завернутые в скомканные простыни, герои находятся в напряженных позах, чувствуется накал, отчаяние, мучение, спасение друг в друге.И опять у Шиле тот же мотив   –   невозможность быть вместе и взаимная тяга одновременно.

Фото: Эгон Шиле. Обьятия, 1917

Аналогичное происходит в работе «Кардинал и монашка», где в качестве героев выступают сам Шиле и Валли. Это своеобразное переосмысление или «ремейк»  «Поцелуя» Климта. Только если у Климта  все ориентировано на жизнь, свет и позитив, он изображает любовь, не вызывающую осуждения, гармонию и наслаждение, то Шиле изображает героев, которые должны скрывать свою губительную страсть. Она-монашка, он-кардинал, им не суждено быть вместе. Их тела будто пульсируют от судороги, взгляды выражают страх, а темный фон усиливают трагичность ситуации. Эта работа стала настоящей провокацией – изображенные церковные служители вот-вот готовы нарушить целибат и предаться страсти. Кстати, именно эта работа вызвала шквал критики со стороны церкви, и картину очень долго не выставляли публично.

Эгон Шиле. Кардинал и монашка (Ласка), 1912

В работе «Сидящая пара» он демонстрирует экзистенциональный пессимизм. Несмотря на явные намеки на половой акт, Шиле показывает невозможность любви, взаимности, разлад между героями, внутреннюю напряженность.

Фото: Эгон Шиле. Сидящая пара, 1915

Несомненно, Шиле сильно обогатил язык экспрессионистской живописи темой любви и смерти. В дальнейшем, в экспрессионизме эта тема не раз зазвучит.

Напоминаем, что выставку можно увидеть до 14 января 2018 года в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Москва, ул. Волхонка, 14). Организаторы предлагают обширную образовательную программу: экскурсии и встречи, — в том числе экскурсии на жестовом языке. Всю информацию можно найти на сайте музея http://www.arts-museum.ru

Выставке присвоен рейтинг 18+

 

Текст: Анастасия Бойе