Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
52 актуальных событий

Удар и созидающая гравитация. Интервью с Валерой и Наташей Черкашиными

Фото Иван Филимонов

Может ли удар созидать? Что общего между теннисным мячом и яблоком Ньютона? И зачем художникам искать гравитацию? На эти и другие вопросы можно ответить, посетив московский арт-клуб «Галерея» (Печатники), где в начале апреля откроется выставка «Созидающая гравитация» и пройдет перформанс, созданные известным творческим тандемом — Валерой и Наташей Черкашиными.

Новый проект художников Черкашиных предлагает взглянуть на гравитацию — обыденное физическое явление, регулирующее состояние каждого человека на Земле, вне зависимости от цвета кожи, возраста, гендера, совершенно с иного ракурса. Гравитация, проявленная художниками, не утяжеляет и не прибивает к земле. Она – соучастник творческого процесса. Сырая краска от отпечатка теннисного мяча, под действием силы гравитации течет вниз, сотворяя вместе с Черкашиными их полотна. Наш разговор о проекте прошел в мастерской авторов проекта в преддверии открытия выставки.

Вы уже более 35 лет являетесь творческим дуэтом, неким брендом в современном российском искусстве. В данном проекте вы говорите, что рассматриваете гравитацию в качестве соавтора. Как часто вы пускаете третьего в свой тандем?

Совместное творчество стимулирует, мы не боимся третьих лиц, мы открыты. Приглашение кого-то третьего всегда вносит еще один голос, придает уникальность проекту. Мы нередко сотрудничаем в своих выставках и перформансах с другими художниками. У нас был долгий совместный проект с американским куратором современного искусства Стивом Йейтсом. Позже мы пригласили для совместной работы Билла Райта – известного фотографа. Один раз даже наш маленький сын Кирилл, которому было тогда 4 года, стал соавтором инсталляции.

Что касается гравитации… Мы всегда с чем-то работаем. В данном случае мы просто сделали акцент на ней. Ведь эта закономерность действительно является третьим автором, надо было только понять, что ей не надо сопротивляться, а взаимодействовать, объединиться с ней.

Вы можете назвать время рождения вашего проекта?

В феврале прошлого года все началось с нежного касания-удара карандаша о бумагу. Потом все переросло в более драматичный проект, где грифель карандаша прорывают бумагу, он назывался «Поцелуй с другим пространством». Тема удара была первичной.

Позже все больше и больше проявлялся спортивный оттенок. Этому способствовало занятия Валеры боксом. Сначала это были концептуальные удары без отпечатков. Позже пришла идея обмакнуть перчатку в краску. Оставить следы в искусстве таким образом. А потом появился теннисный мячик. Он нес в себе менее агрессивную, менее разрушающую риторику. Теннис красивый, благородный, не такой травматичный, как бокс. В нём более важен диалог. Тем более работать с теннисным мячом в художественном плане было удобнее, чем боксерскими перчатками.

Вы не находите, что ваш проект «Созидающая гравитация» является антиподом творчества Марка Шагала, парящие люди которого известны большинству?

Скорее наш проект — это диалог с творчеством Казимира Малевича, основателя супрематической школы. Именно его работы супрематического периода не знают гравитации. Они парят в невесомости. Как раз он, Малевич, предсказал невесомость, задолго до полетов в космос. А мы же сделали попытку совместить и гравитационные процессы и невесомость в одном цикле. Мы не сопротивляемся гравитации, мы ее ищем. Просто наши методы не научные, а художественные.

Нас часто спрашивают – почему вы так легко встраиваетесь в новые современные течения в искусстве. Но мы просто хорошо знаем русский авангард. В русском авангарде все есть, там уже все было открыто. Это первоисточник всего современного мирового искусства. Россия все открыла, но вот только продолжить не дала. Продолжение появилось в других странах. И это правильно — искусство должно развиваться.

Создавая проект, вы заставили по иному посмотреть на обыденную гравитацию, которая является базовым элементом нашей реальности, как умение дышать воздухом или же видеть в определенной цветовой палитре. Как часто вы обращаетесь к простым вещам в вашем творчестве?

Мы никогда не усложняли творческий процесс. И никогда не хотели надуманности элитарного искусства. Наши проекты – это обращение к простому человеку. Зачастую мы слегка опережали время, как это делали десятки творческих людей. Например, мы уже в восьмидесятых годах прошлого столетия знали, что фотография будет превалировать и оставили классические техники в искусстве.

Мы работаем с образами и понятийными слоями. Что это? Отличие «Джаконды» от обычной рисованной афиши из витрин советских кинотеатров – в количестве слоев, которые открываются зрителю не сразу, постепенно. У афиши их от силы два – это же реклама, а у Джаконды – миллион. Зритель сначала видит лишь два самых популярных слоя, образ женщины, потом ее загадочная улыбка и постепенно начинает открывать все больше и больше.

Все наши проекты многослойные, многосоставные, но вряд ли сложные.

Какую роль в проекте играют подсознательное и спонтанное, а что является запланированным?

Когда приступаешь к работе, естественно, есть какие-то представления. Но очень часто в процессе работы все переиначивается. И в результате все идет абсолютно не так, как задумывалось. Изначальная идея уходит на второй план и становится лишь катализатором, раскрутив маховик для другой, большой идеи. Смешно, но зачастую я даже начинаю спорить со своей рукой.

Насколько важен для вас материал, который вы используете в ваших работах?

Наряду с гравитацией, мы, можно сказать, сотрудничали и с фактурой бумаги. Фактуру материала не преодолеть. Но ей можно пользоваться. Мы начинали работы на гладкой белой бумаге, где краска вела себя совсем по-другому, чем на шероховатых обоях, которые мы стали использовать впоследствии.

Вы впервые делаете выставку-перформанс в спортивном пространстве?

Да, мы впервые работаем в арт-галерее, которая органично делит свое пространство с теннисными кортами. Сначала нам просто нравилось ходить на вернисажи арт-клуба «Галерея», изначально мы и не думали делать теннисный проект. Просто находясь на открытиях разных фотографов в арт-клубе и не играя в теннис, мы, слушая выступления музыкальных групп, подсознательно боялись – а что если кто-то из теннисистов промахнется и попадет нам в голову? Вероятно, эта энергия страха сублимировалась в созидательную энергию творчества.

Теннисный мячик стал неким яблоком, упавшим на голову Ньютону?

Можно сказать и так. Может, у него тоже был страх яблока? Опасался, что шишку получит… Вот так и открылся закон всемирного тяготения.

Насколько важен для вас спорт?

Спорт всегда присутствовал в нашей жизни. Наташа — кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике, какое-то время занималась пантомимой. Я тоже всегда занимался спортом – от плаванья до карате. Мы оба увлекаемся йогой. Валера периодически занимается – с 1963 года, когда появилась первая книга об этом. Но спорт для нас был тоже в своем роде искусством, мы не занимались им ради достижений. И со временем это отразилось на наших проектах.

В фитнес-клуб мы ходили и ходим почти каждый день, но долгое время это шло параллельно с нашей творческой жизнью. И вот именно во время занятий боксом, в момент ударов по боксерскому мешку, наконец, родился проект, где соединилось в одно спорт и желание попробовать новую краску, с которой мы никогда не работали ранее – акрилик.

Вы одни из немногих художников, работающих с темой спорта, которая в современном мире несет все больший политический контекст. Можно ли рассматривать ваш проект как своеобразное освобождение спортивной темы от политизации?

Вы знаете, мы всегда уходили от политики, хотя в свое время поработали довольно много над осмыслением роли человека в Системе. Остро-социальное – это далеко от нас. Мы сознательно уходим в сторону. Наши работы медитативные.

Когда я была в вашей мастерской, то видела, что некоторые работы висят «вниз головой» и поняла, что для вас это было не принципиально. А что принципиально в этом проекте? Что бы вы отстаивали в этом?

Пожалуй, принципиально — это гармоничное расположение работ на выставке. И органичное их взаимодействие друг с другом. Именно поэтому мы нередко переворачиваем их, чтобы полотна вступали в диалог не только со зрителем, но и между собой.

Ваш проект «Созидающая гравитация» — это не только выставка полотен. Это еще и перформанс «Сладкая и острая гравитация», который состоится на вернисаже. Почему он так назван?

Вероятно, на нас подействовала энергетика спортивного клуба, где находится «Галерея». Мы решили не отступать от спортивных традиций и сделать перформанс в виде дружеского матча, где каждый может попробовать силы в качестве художников, создающих картины с помощью теннисных мячей и необычных, «органических» красителей: кетчупа, варенья, шоколада, горчицы, оставляющих подтеки и органические арт-формы. С помощью этих съедобных красок, каждый может не только увидеть гравитацию, так и почувствовать ее на вкус. Участники перформанса создадут свой гравитационный шедевр на глазах у зрителей и судей. И, в конце, получат свои заслуженные награды.

Вы страстные путешественники, которые черпают из своих поездок новые идеи для своих художественных проектов. Почему большинство из них заграницей, вас не привлекает исследование России?

Нас так некоторые и называют – цыгане. Почти всегда, возвращаясь из очередного путешествия, мы говорим сами себе – все, баста, последний раз, но уже через две недели начинается «зуд путешественника», через месяц мы точно знаем куда улетим, а через два месяца уже в пути. Сколько мы себя помним, нам всегда друзья и знакомые задавали при встрече один вопрос после «привет, как дела?» – «откуда приехали?»

Что касается второй части вопроса, то до 1994 года мы занимались исключительно советской культурой. Мы занимались нашей империей. Потом круг наших интересов расширился: Америка, Великобритания, Германия, частично Япония. Сейчас нас больше тянет на Восток, наверное, потому, что мы отработали западную культуру. Недавно приехали из Индии.

Какой проект следующий?

Мы пока не знаем. Дело в том, что мы не рассматриваем данный проект как законченный. Вполне возможно, что эта тема перерастет еще в один арт-проект, например мы уже начали тему футбола.

Беседовала Татьяна Стрекалова.