Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
56 актуальных событий

«В моем искусстве есть любовь ко всему, что нельзя разглядеть»

Елена Минаева о своем персональном проекте «Собрание Волжского Сияния»

До 10 июля в пространстве fābula hangar представлен персональный проект Елены Минаевой «Собрание Волжского Сияния», посвященный теме кризисных культов. Для выставки художница создала условный дом для выдуманной общины сектантов и наполнила его различными артефактами. В интервью ArtTube Елена Минаева рассказала о работе над проектом, сектах в Волжском и встречах с сектантами, а также о том, какую мечту ей удалось осуществить.

Расскажи, пожалуйста, о предыстории этого проекта. Как появилась идея обратиться к теме кризисных культов?

Елена Минаева: До этого я работала над проектом про уфологов, в общем-то, очень близкая к сектам тема. В 90-х годах в моем родном Волжском было уфологическое сообщество, и я помню, как по вечерам во дворе мы с друзьями читали журнал про НЛО, взятый у родителей. Это самиздат уфологического сообщества, и там описывались встречи с инопланетянами в наших местах. Например, многие видели светящиеся шары в елях. В своем проекте я создала условный кабинет уфолога, где есть атрибутика псевдоученого, а также мы с перформерами создали VR видео про инопланетян в комнате. Это мой детский страх: я лежу в своей комнате и боюсь, что сейчас открою глаза, а тут будет пришелец, которого тоже часто видели в Волжском, — высокая девушка с белой кожей и черными волосами. Потом история с инопланетянами плавно перетекла в секту и была реализована, а проект про уфологов я еще не успела показать.

Ты сама лично сталкивалась с такими культами или с людьми, которые состоят в сектах?

Е.М.: Да, конечно. Секты — это тоже одно из моих очень сильных детских и юношеских переживаний. После первого курса мы с одногруппниками и преподавателями поехали по студенческому обмену во Львов. У меня была одногруппница, которая постоянно читала какие-то книжки, буквально каждую свободную минуту. Как-то она эту книжку забыла на полке в поезде, я ее открыла и поразилась: подобного бреда я никогда не встречала. По ощущениям, словно меня водой окатили. Она состояла в секте «Радастея». Название секты — это литературный псевдоним ее основательницы Евдокии Марченко. Она писала стихи, которые выступали в качестве источников учения под названием «ритмология». Эти странные и бредовые стихи и читали адепты секты. Причем читать они должны были каждый день, что бы они не делали. Даже когда занимаются уборкой или перед сном. Они не верят в нашу реальность, зато верят, что их лидер якобы может путешествовать во времени и пространстве. Они готовы делать все, что захочет их предводительница-поэтесса.

Люди в принципе склонны слепо во что-то верить, а почему подобные истории вызывают у тебя столь сильные переживания?

Е.М.: Возможно, переживание не самое подходящее слово, просто сильное впечатление, которое осталось до сих пор. То, что не перестает никогда удивлять. Другое мышление, пусть и со знаком минус. Версия другого в обычной реальности. Представь, ты идешь по привычному маршруту, и тут раз — какой-то шар в елках. В моем искусстве видна любовь ко всему, что нельзя разглядеть или обозначить, что очень коррелирует с моим детским опытом, когда было повальное увлечение этой мистикой и эзотерикой. Вообще же секты очень распространены в маленьких городах. Каждый раз, когда я приезжаю в Волжский, узнаю про новую секту.

На выставке помимо инсталляции с фонтаном также можно увидеть некие артефакты — а для чего они?

Е.М.: В этом ангаре я сделала условный дом для выдуманной общины по аналогии с кабинетом уфолога. Часто в сектах адепты должны делать поделки из подручных материалов, а затем продавать их на религиозных ярмарках. Так же и у меня: в рамках выставки на одной из витрин представлены открытки с репродукцией моей живописи, где изображена богиня инопланетянка, которой поклоняется выдуманная секта.

И их можно приобрести?

Е.М.: Да, конечно. И остальное тоже. Ангар — это же пространство галереи fābula.

Кстати, ангар — не самое очевидное для выставки место. Трудно ли было работать с подобным пространством?

Е.М.: Мне очень понравилось. fābula hangar — на самом деле достаточно камерное пространство. Такой очень уютный и приятный квадрат, который, наоборот, может даже сгладить какие-то шероховатости экспозиции.

Делаешь ли ты что-то принципиально новое для себя в этом проекте?

Е.М.: Я наконец осуществила свою мечту — сделала живой перформанс. Раньше все перформансы я делала только под видео запись. И все ребята — участники перформанса — очень классные: Виктория Брызгалова, Алина Гужва, Алексей Кирсанов и Мария Маркина. Супер профи. С ними меня свела хореограф и перформер Катя Волкова, которая выступила драматургом перформанса. В таких работах очень большой процент зависит от того, кого ты выберешь.

В своих практиках ты не редко работаешь с перформерами. Как ты обычно выстраиваешь перформанс? У тебя есть какой-то свой подход в этой работе?

Е.М.: Сначала я провожу ресерч на интересующую меня тему, затем мы встречаемся с ребятами, я им рассказываю всю важную для меня информацию, затем проходит обсуждение. В работе над проектом«Собрание Волжского Сияния» мы посмотрели много документальных фильмов про секты, а потом из этого у меня сложилась композиция, я предложила ее Кате Волковой, а она уже прорабатывала детали. У нас было три зум-репетиции, а потом еще три в ангаре.

Ты не пишешь сценарии для перформансов?

Е.М.: Нет, мне, наоборот, нравится максимум свободы. Когда я только начинала, я рисовала конкретные позы, а потом поняла, что так хуже, поскольку я сама себя лишаю лучшего варианта. Сейчас я просто делюсь той информацией, которая меня эмоционально цепляет. Если перформеры загораются, они могут выдать что-то классное.

Четыре года назад в мастерских фонда «СФЕРА» состоялась твоя предыдущая персональная выставка — «Своя комната». Изменилось ли что-то в твоем творчестве за этот период?

Е.М.: Мне кажется, у меня прибавилось осознанности в плане творчества, но что касается каких-то новых тем, то вряд ли. Мое детское становление на фоне критических перемен в обществе и есть моя основная тема.

В последнее время ты активно занимаешься керамикой. Это явно новое.

Е.М.: Да. После окончания художественного академического вуза у меня пропало желание заниматься ручным творчеством. Мне казалось, что надо все концептуализировать, что главное — это идея, а не производство. Поэтому я пошла дальше учиться в Институт современного искусства, и возврат к ручному труду произошел совсем недавно. Словно я дала себе разрешение получать удовольствие просто от ручного художественного производства.

Где еще можно увидеть твои работы в ближайшее время? Может быть, расскажешь о каких-то будущих проектах, над которыми работаешь?

Е.М.: До 23 июня в Санкт-Петербурге проходит групповая выставка «Показалось эхо в тени отражения», организованная галереей fābula, там представлены мои работы. Если говорить о будущем, то я мечтаю показать проект про уфолога, о котором я ранее говорила. Еще планирую поработать в новой для себя технике мозаики. Очень увлечена ею и давно хотела попробовать.

Интервью: Евгения Зубченко
Фотографии: Наталья Меликова, Гоша Бергал