Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
56 актуальных событий

В «Зарядье» на подземной парковке появилась масштабная site-specific инсталляция Марины Звягинцевой

23 июня в парке “Зарядье” открылась масштабная инсталляция Марины Звягинцевой. Согласно идее художницы, «Water линия» соединяет воедино город и природу, перепрограммирует технологичное бетонное пространство потоками воды и левитирующими цветами.

Подземная парковка — не самое традиционное место для искусства, но художница переосмысляет его и задает новый контекст в своей работе. Москва фактически стоит на воде. Было решено сделать видимыми потоки, укрытые асфальтом: для этого на поверхность выведены трубы. Гости увидят симбиоз природы и урбанизма, где трубы становятся связующим звеном между островками флоры и серым бетоном парковки.

«Мы давно присматривались к индустриальному пространству паркинга, ведь для многих это точка входа в парк. На каждом уровне «Зарядья» должна быть жизнь: наверху у нас ландшафтные зоны, в Заповедном посольстве мы недавно обновили ботаническую коллекцию Флорариума, и теперь здесь природа вплотную встретилась с современным искусством. Выбранные растения, футуристичный свет и вечное движение воды в прозрачных трубах – всё это создает ощущение инопланетности, и тем ценнее, что оно теперь поджидает вас на парковке», – рассказал директор парка «Зарядье» Иван Демидов.

Живые растения, заключенные в коробки аппаратов, похожих на обычные вендинговые машины, торгующие напитками и снеками, создают сюрреалистический эффект. Подвешенные в воздухе цветы напоминают маленькие планеты, островки спокойствия в безумном ритме жизни. А бегущая по трубам подсвеченная вода становится метафорой жизненной энергии, объединяющей разрозненные автоматы с растениями в целостную подземную экосистему.

«Растения-эпифиты в природе удивляют своей способностью жить без земли, используя для закрепления более крепких соседей. У нас они «парят» в кокедамах – мшистых коконах, появившихся в Японии как одна из разновидностей искусства бонсай. А фитотроны – климатические камеры для выращивания растений в контролируемых условиях – из технических по сути объектов превратились в часть живой инсталляции, транслирующей важность экопросвещения», – говорит начальник отдела по природоохранной и садово-парковой работе Александра Воскресенская.

Цель современного искусства, по словам Марины Звягинцевой, — делать видимыми пространства, на которые люди до этого не обращали внимание. «Этот проект снимает токсичность урбанизма, дает человеку глоток природы, расслабления, снимает ощущения от давящего города — как сам парк “Зарядье” в сердце Москвы», — считает художница.

«Люди, которые заедут на парковку, попадут в некий другой слой, — говорит Марина Звягинцева. — Обычно паркинг – это глухое место, которое лучше быстро проскочить и попасть в какую-то другую точку. А здесь паркинг является частью парка, его началом. Кроме того, сама парковка находится под землей, и если пробить одну из ее стен, то, возможно, получится попасть даже на дно Москва-реки. Таким образом, парковка находится ниже ватерлинии».

Ватерлиния, начерченная на борту корабля, фиксирует надводную и подводную части. Это место баланса двух действующих на судно сил — земного притяжения и выталкивающей силы воды. Взаимодействие понятий-антагонистов, в том числе, механического и природного, — центральный мотив инсталляции Марины Звягинцевой.

«Мне понравилась идея “Зарядья” начать превращение парковки в экопаркинг. Как художнику мне предстояло построить некую связь между двумя разными полюсами: природой и бетоном, и современное искусство как раз выступает в роли «клея», чтобы соединить несоединимое, — говорит Марина Звягинцева. — Задача показалась мне очень интересной. Я мечтала поработать на парковке, потому что парковки меня бесят. Я городской художник, паблик артист, я всегда работаю внутри города и работаю с какими-то жесткими вещами — трубами, арматурой, пластиком и так далее. А вот поработать с цветами, с природой, включить природу в арт-объект — такого я еще не делала. Сейчас парковка вызывает у людей вау-эффект и люди не хотят оттуда уходить. Я видела, что они чувствуют — эйфорию. Это перепрограммирование пространства — вот что мне больше всего понравилось и вот для чего этот проект».