Cамая полная Афиша событий современного искусства Москвы
47 актуальных событий

«Вдохновение — это для любителей». Интервью с Наташей Данберг и Александрой Митлянской

Накануне VII международного фестиваля видеоарта Сейчас&Потом’17, который пройдёт с 5 по 30 июля в Центре Творческих Индустрий «Фабрика», мы взяли интервью у двух замечательных художниц, участниц этого события – Наташи Данберг и Александры Митлянской.  

Почему именно видеоарт стал важной частью вашего творчества? Это ведь один из самых непростых для восприятия видов искусства, если говорить о российском зрителе.

Наташа Данберг: Начну с того, что я с вами не согласна. Видеоарт не сложнее для восприятия, чем те же инсталляция или перформанс, скорее наоборот, легче. Современные люди, особенно молодые, воспринимают подвижное изображение гораздо легче, чем статичное. Мы же живём среди видеоблогов и YouTube клипов. Так что видеоискусство для зрителя совсем не сложно. Оно проблематично для художника, т.к. кроме изобразительного пространства, с которым всем нам приходится работать, появляется ещё одна составляющая — время.

Этого измерения мне и не хватало, когда я занималась живописью и скульптурой. Мне было важно, создавать и наблюдать изменение изображения и во времени, и в пространстве.

Александра Митлянская: Прежде всего, хочу сказать, что мне непонятна вторая часть вопроса. Во-первых, я не вполне согласна с утверждением, что видео сложнее для восприятия, чем, скажем, живопись. Скорее – для российского зрителя – непривычней. Невосприимчивый и закрытый зритель и к живописи будет невосприимчив, а открытый – открыт ко всему, что может его тронуть.

Но главное — к моему выбору, к моей работе соображения о зрителе, конечно, не имеют никакого отношения, я не пытаюсь учесть его реакцию,  да и вообще не понимаю, как это возможно.

А почему видео? Для меня это было абсолютно закономерно и естественно – перейти к видео от живописи, которой занималась на протяжении многих лет. Когда для меня стало очевидно, что я исчерпала возможности, которые давала мне живопись, параллельно занимаясь фотографией, я пришла к видео, и в некотором смысле, продолжаю заниматься живописью, используя новый инструментарий.

Каким вы бы хотели видеть вашего зрителя и какую реакцию от него всегда ждете?

Наташа: Я хочу, чтобы мои работы задевали самых разных зрителей. Именно задевали. Чтобы кому-то запоминалось изображение, кому-то звук, чтобы кто-то сердился, а кто-то вздыхал или смеялся. Я хотела бы видеть неравнодушного зрителя.

Александра: Я бы хотела видеть зрителя, который доверяет себе, своей непосредственной реакции и ощущениям. Часто на выставках приходится видеть, как зритель долго изучает аннотацию к работе, на которую потом бросает беглый взгляд – этот зритель приходит, чтобы получить информацию. Мне нравится зритель, который умеет смотреть и чувствовать.

В чём Вы находите вдохновение? Создание Вашей работы — это всегда что-то спонтанное или заранее продуманное?

Наташа: Вдохновение — это для любителей, для профессионалов — работа. Но если без шуток, идеи появляются по-разному. Иногда к созданию нового произведения подталкивают актуальные политические события, a иногда радуга после дождя.

Сами произведения очень продуманные, спонтанных не бывает. Я делаю эскизы, раскадровки, месяцами работаю над монтажом. Конечно, есть у меня и несколько совсем коротких работ, снятых на одном дыхании, но и там всегда много дублей и скрупулёзной цветокоррекции.

Александра: Бывает так, что изо дня в день смотришь на одно и то же, и вдруг увидишь таким образом, что это становится сюжетом для съемки. Возможно, это и можно назвать вдохновением. Я не придумываю историю, главное — еще до съемки — ее увидеть.  Импульсом к работе может быть что-то, происходящее в реальности, случайно увиденное или воспоминание, представление какой-то ситуации – от этого и зависит продуманность или спонтанность.

Что для Вас значит участие в Фестивале Сейчас&Потом? Есть ли в России, на Ваш взгляд, достойные конкуренты этого проекта?

Наташа: Участие и победа в Фестивале Сейчас&Потом  стали для меня очень важным событием. Видеоинсталляция «По пролитому молоку не плачут», получившая приз в 2012 году, была моей второй видео-работой, и такая высокая оценка жюри придала мне уверенности в том, что я выбрала верное направление в искусстве.

Я также очень люблю посещать фестиваль как зритель. Подборка участников и программ фестиваля настолько интересны и всегда такого блестящего качества, что я готова часами бродить среди произведений и пересматривать их по несколько раз.

Что касается конкурентов, то это из области бизнеса. Какие у искусства могут быть конкуренты? Только хорошая погода и прогулки на природе. Хорошего искусства много не бывает.

Александра: Для меня это, в первую очередь, возможность показа своих работ в ряду с достойными работами, отобранными компетентным и профессиональным жюри. В последние годы я не участвую в каких-либо иных фестивалях и не слежу за тем, что происходит в этой области.

Как, по Вашему мнению, можно бороться с негативным отношением к современному искусству?

Наташа: Бороться с негативным отношением к современному искусству не нужно. Бороться необходимо с собственным богемным снобизмом. Со зрителем нужно заниматься просвещением. Водить детей и взрослых на выставки, печатать дешёвые и понятные книжки. Это, конечно, займёт очень много лет и сил. А куда, собственно, торопиться? Мы же работаем c вечностью.

Александра: Что касается именно меня, я никогда ни с чем не борюсь и не пытаюсь никого ни в чем убеждать, и было бы странно, если бы было по-другому. Наверное, это задача, которую могут решать музеи, галереи, образовательные центры. Не думаю, что борьба за зрителя – это задача художника.

Что Вы считаете творческим успехом?

Наташа: Последний вопрос как всегда самый трудный. В разные периоды жизни успехом мне кажутся разные вещи.

Иногда это могут быть хорошие рецензии, солидные призы и гранты, приглашения для участия в новых выставках или прочие материальные стороны работы художника.

А иногда, просто пересмотришь свои старые работы, которые не видела сто лет и пробубнишь под нос: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!». Вот и успех.

Александра: Творческий успех для меня — это просто каждая новая завершенная работа.

Автор интервью: Альбина Кудрякова.